Блинкова Юлия Владимировна
Экологический маршрут «В поисках клада по необычным местам»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический маршрут в МДОУ №36
" В поисках клада по необычным местам. "
Цель: развивать представления детей об окружающем мире, формировать навыки бережного отношения к природе.
Задачи создания экологической тропы :
1. Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру (цветам, деревьям, насекомым, птицам, животным, прививать чувство ответственности за сохранение живой природы.
Публикация «Экологический маршрут „В поисках клада по необычным местам“» размещена в разделах
2. Формировать познавательную активность детей дошкольного возраста во время прохождения по маршруту «Экологическая тропа».
3. Формировать привычку ухаживать за растениями и деревьями, бережно относиться к насекомым (бабочкам, муравьям, пчелам).
4. Продолжать знакомить детей с правилами поведения в лесу, позволяющими сохранить многообразие животного и растительного мира.
Маршрут включает 6станций, по которым можно отправиться на воображаемом поезде. Время стоянки 3-5 минут (на спортивной площадке – 10 минут).
Экологическое путешествие начинается во время прогулки. Главная карта маршрута расположена на центральном крыльце детского сада.
Интереснее будет детям «найти» карту на своем участке, чтобы отправиться в путешествие.
От центрального крыльца поезд отправляется согласно карте по зеленым стрелкам, нарисованным на асфальте.
Группа оправляется по маршруту по расписанию :
Обратите внимание детей на карту. Предложите им отгадать, что это такое. Если дети сами не обратят внимание на стрелки на асфальте, подскажите им. Предложите отправиться в путешествие на поезде (паровозиком). Мы отправляемся в мир природы, поэтому поезд поедет тихо-тихо.
Детям старшей и подготовительной группы можно рассказать о том, что 2017-й год объявлен в России годом экологии (заботы о сохранении природы, чистой воды и чистого воздуха). Значок, изображенный на табличке «Зеленая станция», называется эмблема. Нарисованные на нем линии различных цветов олицетворяют многообразие природы России: леса, рощи, поля, реки, озера и моря, горы и степи, пустыни и цветущие сады.
1. Станция «Лесная опушка» (прогулочный участок группы №7)
Для самостоятельного наблюдения за деревьями.
Задание: " Угадай по описанию дерево".Приклей на ствол соответствующую табличку.
Береза
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)
Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.
Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.
В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).
Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черемуха)
Ученые – археологи доказали, что ее использовали еще в каменном веке. Когда люди употребляли ягоды, они знали об их пользе. Раньше данное растение можно было встретить только в Европе. Сейчас оно охватывает намного больше регионов, чаще всего присутствует на Крайнем Севере.
Растет около берегов водоем, озер, рек, ручьев, потому что питается за счет влаги.
Черемуха обыкновенная может расти как дерево или кустарник, но чаще всего в виде дерева. Кора у растения является сероватой, ее очень сложно сломать, характеризуется необычным запахом. Лист является вытянутым, немного пильчатый.
У красавицы иголки
И длинны, и очень колки,
Дух смолистый всем полезен,
Прогоняет он болезни.
Высока, крепка, стройна
Корабельная. (СОСНА).
Сосна - очень древнее растение. О ней сложено много легенд, и самая красивая из них гласит, что сосна - это заколдованная прекрасная нимфа. Для многих народов сосна была и есть символом - рождения, плодородия, бессмертия и вечной жизни. Ветви сосны использовали во многих народных обрядах. Сосна помогает в исполнении заветных желаний.
Бывают жёлтые и белые,
Свистят в стручки из них - умелые,
Как кадриков в мультипликации,
Стручков так много у. (акации)
Опасность
Отравление возможно при поедании плодов акации (бобы стручков Акация желтая (ракитник, золотой дождь) содержат алкалоид цитизин.
Интересные факты: Как и софора, акация – почвоулучшающая порода. Прожив отпущенные ей природой 80-100 лет, она не просто умрёт, а в наследство для последующих поколении оставит обогащённую азотом почву. Вот почему соседство с акацией по душе многим растениям.
У сосновых лесов своя, необычная энергия. Там хорошо и легко дышится. Воздух, где растут сосны, чистый и насыщен целебными веществами. Сосна считается одним из самых "открытых" деревьев, она приносит пользу человеку за счет уникальных свойств и неповторимой ауры.
2 Станция " Необитаемый остров (прогулочный участок группы №9)
Почему этот участок необитаемый на данное время? Давайте его обустроим и наведем порядок. Нужно собрать шишки и из низ выстроить дом.
3 станция называется «Зеленая страна». (Прогулочный участок группы № 8)Посмотрите, как много здесь цветов!
Ирис. Название этому красивому цветку дал древнегреческий целитель Гиппократ. В переводе «Ирис» означает «радуга». В греческих мифах так звали богиню, которая спускалась на землю, чтобы возвестить людям волю богов. По преданию, первый цветок ириса расцвёл в незапамятные времена; все любовались его красотой - звери, птицы, воды, ветры, - а когда созрели его семена, разнесли их по всему миру. Самое удивительное, что с древних времен этот цветок используют в медицине. Он помогает снть боль при прорезывании зубов у малышей и лечит многие заболевания, снимая воспаление и боль.
Петуния получила своё название от бразильского слова и переводится как “табак”. Листья её мягкие, опушённые мелкими волосками. Цветки похожи на “граммофоны” ярких оттенков: лимонные, сиреневые, фиолетовые и даже двухцветные. Эти цветы, как настоящие южане, любят солнце и влагу. Их очень часто можно встретить в садах и на клумбах.
Бархатцы – яркие цветы, похожие на яркие корзинки различных оттенков желтого, оранжевого или красного. Цветут с середины июня до начала заморозков. Спокойно переносят сухую жаркую погоду, очень неприхотливы в уходе. Некоторые виды этих цветов используют как приправу к рыбе или мясу, а также используются в медицине, чтобы укрепить иммунитет.
Каждое растение на земле – живое. Растения тоже чувствуют жару и холод, дождь и засуху. Растения помогают сохранять чистый воздух. Ими питаются многие животные и птицы. Как вы думаете, почему нельзя рвать растения? Что будет, если мы сейчас сорвем на память по цветку? Что произойдет, если исчезнут все растения и цветы на Земле?
Давайте беречь деревья, цветы и травы, они помогают сделать воздух чище, лечат нас от болезней и просто украшают жизнь!
4 станция "Чудо дерево"(Прогулочный участок группы №10) Африканская черемуха.
Почему ее так назвали?
Чем она отличается от черемухи обыкновенной?
В корнях этого дерева спрятаны задания. Отгадав их мы продолжим свои путь дальше.
ЗАГАДКИ.
Носится, свищет, мечется, рыщет,
Где пробежит — листик дрожит,
Где пронесётся — дерево гнётся.
В село мчится,
В двери стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает. (Ветер)
Сперва — блеск,
За блеском — треск,
За треском — плеск.
На небе стукнет —
На земле слышно. (Гром)
Летела стрела,
Упала в лебеду,
Ищу-ищу — не найду (Молния)
Приходил — стучал по крыше,
Уходил — никто не слышал. (Дождь)
Люди ждут меня, зовут,
А пойду — все прочь бегут.
Меня часто зовут-дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождь)
Серебряные нити
Сшивают землю и небо. (Дождь)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака)
У меня есть буйволица:
Где ложится,
Там трава не родится.
Что даёшь — съедает,
От воды умирает. (Огонь)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днё м:
Ищем, ищем — не найдём. (Роса)
Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами каждый день.
Стоит солнышку зайти,
Как её вам не найти. (Тень)
Молоко над речкой плыло —
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)
5. Станция «Трудовая» (огород)
Чтобы продолжить наш путь, мы должны потрудиться. Нам нужно уничтожить сорняки. Зачем нам нужно это сделать?
Вы хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. Следующая станция
6. Станция «Веселые посиделки» (спортивная площадка).
Веселый привал. Здесь можно поиграть в ваши любимые игры, водить хоровод, разгадать загадки, спеть любимую песню.
Ниже примеры хороводных игр. Помните, что на эту станцию вам дано не более 10 минут!
Хороводная игра «Кукушка».
Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай»
Воспитатель указывает на любого в кругу. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу.
Хороводная игра «Заинька-горностаинька»
Дети становятся в круг с воспитателем, один ребенок «Заинька» в центре. Дети идут по кругу и поют:
Заинька-горностаинька
Некуда заиньке выскочити,
Некуда заиньке выпрыгнути.
Здесь города, да турецкие. (поднять руки вверх)
Здесь замочки немецкие. (присесть на корточки)
Дети останавливаются, хлопают с ладоши и поют:
Ну-ка зайка скоком-скоком,
Повернись-ка боком-боком,
Ну-ка зайка повернись Кому хочешь, поклонись.
Заинька скачет боком, кланяется, выбирает себе пару, обнимает, в центре остается два заиньки. Следующий круг – 4 заиньки, затем – 8.
Хороводная игра «Дедушка Водяной».
Если водящий мальчик Если водящая девочка
Дедушка Водяной Бабушка Водяная
Что сидишь ты под водой Что сидишь ты и моргаешь
Выгляни на чуточку Выгляни на чуточку
На одну минуточку. На одну минуточку.
В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.
6 станция
7 станция" Зеленая аптека"
Информация об объекте
Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.
С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:
Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Объекты для наблюдений:
1. Крапива
2. Шалфей
3. Подорожник
4. Валерьяна
5. Мать-и-мачеха
6. Календула
Познакомить детей с лекарственными растениями сада. Рассказать о их назначении и применении. Научить определять лекарственные растения.
8 станция "Таинственный колодец"!
Конечная точка нашего маршрута, таит в себе чудеса. Волшебный колодец приготовил нам сюрприз. Клад. Но чтобы его найти нужно выполнить задание, приготовленное водяным. (в колодце письмо с заданием)
Игра " Горячо-холодно" поможет нам найти клад. Заключение.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ты можешь удивиться,
Узнав, - Земля – наш общий дом!
Живут в нём звери, птицы,
И мы с тобой живём.
А, значит, мы соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей.
Об этом наша речь!
Рефлексия.
Возвращение к станции №1