Васильева Татьяна Евгеньевна
Экологический квест «По тропам родного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Эко- квест «По тропам родного города»
Стихии — дремлющие силы природы,
обладающие сознанием
и делающие окружающий нас мир
живым и способным к взаимодействию.
Место проведения: территория ДОУ.
Цель: способствовать расширению знаний о природе родного края, показать и рассказать, что значит любить родной город через призму экологии. Повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой.
Публикация «Экологический квест „По тропам родного города“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Описание.
Экологическая культура-неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Воспитание экологической культуры- долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Квест - это приключенческая ирга, в ходе которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.
В ходе эко-квеста дети вспомнят основные правила поведения на природе, животных и птиц родного края, окажутся в лаборатории по очистке воды. На пути будут встречаться герои, помогающие пройти все испытания. И конечно, много смеха, танцев и игр.
Участники: дети старших и подготовительных групп (6 групп, воспитатели 10 человек, специалисты ДОУ 6 человек.
Актуальность.
Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Почему так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то, о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения?
О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.
Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.
Значимый признак экологической воспитанности ребёнка - это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе.
Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а также вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а также соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.
Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдение, экспериментальная деятельность и т. д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий, и каждый ребенок будет осознавать, что именно от него, от его знаний, действий зависит успех команды!
Эта идея, организовать экологическую квест-игру, и привела к созданию данной методической разработки. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.
Задачи:
Образовательная: привлечь детей, через творческий подход, к познанию экологии, формировать любовь к природе и потребность в общении с ней.
Развивающая: способствовать развитию у дошкольников умений работать в группе, развивать мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость, фантазию.
Воспитательная: содействовать формированию здорового образа жизни, чувства сопереживания, воспитывать заботливое отношение к окружающему миру.
Форма работы детей: групповая.
Рекомендации по проведению игры:
1. Игра разбита на станции, каждая станция имеет свои опознавательные знаки (картинки с мусором, микробами, грязной водой, деревьями и животными).
2. Наглядные пособия к станциям необходимо вырезать и наклеить на картон, заранее.
3. Команды по станциям ходят вместе и получают различные задания.
4. Каждая команда имеет свой опознавательный знак- шейные платки по цветам.
5. На каждой станции дети получают конверт того цвета, что и платок.
В квест-игре упоминается несколько экологических проблем : распространение вирусов, накопление мусора, исчезновение растений и редких видов животных, загрязнение воды. Дети совместно с воспитателем находят способы решения этих экологических проблем.
Ход квеста:
Ведущий рассказывает, как прекрасна наша планета (читает стихотворение)
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
Беседа с детьми, что Земля –наш общий дом, но у каждого есть своя маленькая родина- это город или село, где родился и живет человек.
Ведущий уточняет название нашего города, помогает вспомнить главные достопримечательности Балашихи: парки, фонтаны, реки, фабрику, площадь Славы и Вечный огонь.
Ведущий:
-Дети, вы просто молодцы! Так хорошо знаете родной город.
-Посмотрите сюда (показывает заранее подготовленный плакат «С Днем Рождения, родная Балашиха!», на котором фото достопримечательностей и лучших мест города исчезли. Осталось только часть фото, 1 кусок).
-Что случилось?
-Любимые места могут исчезнуть, если мы с вами не будем заботиться о любимом городе и его природе. Давайте вернем на свои места все фотографии и полюбуемся нашим городом!
-Для этого вам с вашими воспитателями предстоит пройти целое приключение- экологический квест!
-Слушайте внимательно!
Вам предстоит преодолеть 6 станций, на каждой из которых вас будет ждать кто-то. Там вы всей командой выполняете задание и получаете конверт.
Вашему воспитателю я даю маршрутную карту, по которой вы будете двигаться!
- Ну что, готовы?
-Тогда вперед! Только помните, что находиться вы можете только со своей командой!
Станция «На берегу Пехорки» стихия ВОДА
Опытно–научная деятельность, эксперименты с водой
Цель: исследовать влияние на воду природного материала и узнать причины загрязнения воды.
Оборудование и материал: таз с водой, речной песок, камешки, листья, стакан с закрашенной водой, фантики от конфет.
Ход эксперимента:
ВОДЯНОЙ: Ребята послушайте одну сказку. Жил-был один маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер.
Подуйте сильно на воду в тазу так, как это делает ветер. Что стало с водой? (ответы детей)
ВОДЯНОЙ: В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев.
Бросьте в воду камешки и наблюдайте, как на воде образуются круги. Где оказались камешки? Насыпьте в воду песок и подождите некоторое время. Что стало с песком? Осталось ли вода прозрачной? Брось в воду листья. Что происходит с листьями в воде?
ВОДЯНОЙ: Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листочки.
Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А потом к Прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду.
Бросьте в таз фантики от конфет и вылейте в него окрашенную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки в пруду?
ВОДЯНОЙ: Прудику сделалось плохо. От грязи вода в нем стала мутной, и он загрустил. Как правильно себя нужно вести на природе у воды, чтобы ее не загрязнять?
Ответы детей (не бросать в воду мусор)
ВОДЯНОЙ: А сейчас чем мы можем помочь Прудику, чтобы ему стало хорошо?
Ответы детей (надо убрать бумажки).
Воспитатель: Правильно. Да вот беда, вода то в нем грязная осталась. А мы ее с вами можем сейчас очистить.
Пропустим воду через фильтр (фильтрация воды)
ПОЛУЧЕНИЕ КОНВЕРТА
Станция «Парки Балашихи» стихия ЗЕМЛЯ
Д. и о животных, растениях и птицах, загадки
ЛЕСОВИЧОК:
Наша Земля очень красивая, на ней много лесов, морей рек и океанов. У нас много животных, птиц, рыб. И мы бережем нашу планету и стараемся делать все это так, чтобы Земля оставалась цветущей и прекрасной. Это задание смогут выполнить настоящие знатоки леса, вам нужно отгадать загадки о деревьях.
1. Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
3. Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
4. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Елка)
5. Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна,
Стройна высится. (Сосна).
6. Во дворе белым-бело,
Весь июнь мело, мело…
Нет, не снег вокруг, а пух,
Лезет в нос он хлеще мух!
Расчихались мы не зря –
Распушились. (Тополя)
Игра с мячом: «Назови животное- назови птицу»
Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре - Лесовичок. Лесовичок бросает мяч ребенку и спрашивает животное или птицу нашего края.
ЛЕСОВИЧОК: Вот и с этим заданием вы справились, молодцы.
Посадка кустарника
ВРУЧЕНИЕ КОНВЕРТА
Станция «Если хочешь быть здоров» стихия ВОЗДУХ
СПОРТСМЕН:
-Здравствуйте, дети! А вы знаете, что в нашем городе очень любят заниматься спортом? А вы любите спорт?
Правильно! Это нужно, чтобы быть здоровым!
Подвижные игры
ВРУЧЕНИЕ КОНВЕРТА
Станция «Наукоград» стихия ОГНЯ (солнца)
Наураша
Музыкальная игра
ВРУЧЕНИЕ КОНВЕРТА
Станция «Сортировочная»
Памятник дворнику
Памятник дворнику в Балашихе неизменно привлекает к себе внимание прохожих. Он был установлен в 2007 году в небольшом сквере рядом с рекой Пехоркой. Дворник одет в классическую одежду 19 века: сапоги, фуражку и фартук. В руках он держит метлу, а возле его ног расположилась собака — дворняга.
Памятник сделан из бронзы, а на его постаменте установлена надпись «Дворникъ». Именно так это слово писалось в дореволюционной России. В то время профессия дворника была почетна и уважаема, помимо уборки улиц он выполнял роль смотрителя за порядком и сторожа.
К сожалению, в настоящее время отношение к дворникам существенно изменилось в негативную сторону. Своей шуточной скульптурой автор Игорь Черноглазов хотел напомнить всем прохожим о том, как важна чистота на улицах города.
• Адрес: Проспект Ленина, 45, Балашиха, Московская область
ГЕРОЙ: Послушайте задание.
Два пирата решили оставить друг другу записки. Один написал секретное письмо на бумажной салфетке, а другой на обрывке белого полиэтиленового пакета. Оба пирата закопали свои послания в землю. Проверим, кто сможет прочитать послание.
Закопайте в один стакан с землей кусочек салфетки, а в другой – кусочек полиэтилена. Полейте землю водой. Возьмите ложки и тщательно перемешайте мокрую землю в стаканах. Подождите немного. Теперь с помощью ложки найдите письма пиратов. Оба ли они сохранились?
Вывод делают ребята. Бумага в почве быстрее разлагается, чем полиэтилен.
ГЕРОЙ: На Земле есть еще одна проблема – огромные горы мусора. Что же делать нам с мусором в нашем городе?
Ответы детей (сортировать мусор, перерабатывать отходы).
ГЕРОЙ: Правильно ребята, нужно сортировать и перерабатывать мусор, чтобы делать из отходов нужные людям вещи.
Д/И «Сортировка мусора игры» (настольно-печатная)
ВРУЧЕНИЕ КОНВЕРТА
Станция «Лесная аптека»
Доктор:
Здравствуйте, ребята! Я доктор Айболит. Вы прибыли в больницу, где лечат больных зверят. Но одному мне трудно справиться, помогите мне, пожалуйста, с помощью лекарственных растений исцелить моих больных (карточки с рисунками лекарственных растений, игрушки животных). Чтобы получить свой конверт, вы должны правильно и быстро ответить на мои вопросы.
1. У этого больного разбито колено. Лист какого растения необходимо приложить на рану (лист подорожника)
2. У этого больного разболелось горлышко, настой из какого цветка вылечит больное горло (ромашка)
3. У этого больного упадок сил, нет настроения, чай из ягод какого растения поднимет настроение и придаст силы (шиповник)
Молодцы, из вас получатся замечательные доктора.
ВРУЧЕНИЕ КОНВЕРТА.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА СТАРТОВУЮ ПЛОЩАДКУ.
Ведущий:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Что же нужно делать, чтобы природа, живая и неживая, не исчезла с лица Земли? (её беречь).
А теперь соберите свои карты из кусочков. И найдем место на карте нашего города.