Надежда Ивановна Рудикова
Экологические знания — первое представление о мире
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические знания - первое представление о мире
Формирование экологических представлений и понятий - одна из сложнейших задач методики начального естествознания. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большин-ства из них - это причинно-следственные зависимости (например, между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов). Задача усложняется также тем, что для понимания сути отношений между двумя объектами необходимо знать характеристику каждого. Из этого вытекает вопрос: «Так что же, отложить решение задачи на более поздний возрастной период?» Разумеется, нет! Ведь именно экологические знания дают ребенку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым; кроме того, у дошкольника формируются основы теоретического мышления. Практика работы показывает: чтобы изучать окружающий мир, наиболее целесообразен и продуктивен экологический подход. Разумеется, сохраняет высокую актуальность и разработка со-ответствующей методики.
Публикация «Экологические знания — первое представление о мире» размещена в разделах
Зададимся вопросом: какими мыслительными действиями должен владеть ребенок, чтобы выявлять и понимать природные причинно-следственные зависимости? Очевидно, умения анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться недостаточно. Необходимо также, чтобы он умел рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умел видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчиненности одной и той же зависимости. Свидетельством осмысленности усвоенных знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов.
Добиться успеха в решении этих сложнейших задач только вербальными методами педагог не сможет, понадобятся активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами. В качестве примера рассмотрим с экологической точки зрения тему «Свойства снега». Прежде всего, педагог определяет содержание учебного материала, дидактические цели и задачи. Экологический ПОДХОД будет означать, что свойства снега изучаются с целью выяснить не только условия, с которыми сталкиваются живые организмы в зимнее время года, но и следствия. Отсюда вытекает дидактическая цель занятия: знакомить детей со свойствами снега как среды обитания живых организмов, т. е. с его наиболее важными характеристиками - низкая температура, цвет, непро-зрачность, рыхлость, превращение в воду при нагревании, слабая теплопроводность (последнее свойство - тема школьной программы).
Каковы основные дидактические задачи? На занятиях следует 1) выявить свойства снега как среды обитания и возможные пути приспособления живых организмов; 2) научить детей применять знания с тем, чтобы они могли объяснять и предсказывать явления. Перечисленные задачи решаются только в том случае, если осознаются дидактические условия, своего рода дополнительные дидактические задачи, т. е. принцип соблюдения научности, доступности, наглядности, рациональности. Дидактические приемы будут стимулировать у детей активную познавательную деятельность, умение анализировать, сравнивать, абстрагироваться, обобщать; рассматривать объект не только в разных аспектах, но и обосновывать вывод.
Учитывая объем материала и многочисленность дидактических задач, педагог по своему усмотрению может разделить знакомство с темой на несколько этапов. Основные сведения дети получат в ходе прогулок; дополнительные - на занятиях в группе. Оборудование, материал минимальный: листы белой и цветной бумаги (можно придать им какую-то форму, например зайчика, небольшая лопатка или совочек; длинная палочка; изображения животных зимой и летом (медведь белый и бурый, заяц-беляк, белка, песец, горностай, полярная сова, белая куропатка, тетерев, полевая мышь, волк, лось, воробей, а также насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).
Ход работы Цель. Обсудить признаки наступившей зимы (холодно, выпал снег). Обратить внимание на то, что снег покрывает все пространство - и землю, и деревья, и дома. С помощью наводящих вопросов (при необходимости) воспитатель подводит детей к выводу: живые организмы в отличие от людей в природе окружены снегом в течение нескольких месяцев - и день, и ночь. Для них снег на долгое время - среда обитания, фон, на котором проходит жизнь.
Темы занятий в ходе учебных прогулок
1. «Снег состоит из отдельных снежинок». В морозный день (потому, что снег должен быть сухим) дети рассматривают снежинки, сравнивают, запоминают их форму.
2. «Снег холодный». Факт, несомненно, известный детям. Но тем не менее педагог ставит соответствующий исследовательский вопрос с тем, чтобы услышать необходимый ответ. Влияние низкой температуры снега на живые организмы обсуждается в группе. Вывод может быть разной степени глубины. В самом простом варианте: чтобы жить на холодном снегу, живым существам нужна «одежда» в виде шерсти, пуха и перьев. Очень густой и плотный мех или оперение животные и птицы надевают осенью, накануне долгой суровой зимы. Те организмы, у кого этого нет, вести активную жизнь зимой не могут. В более сложном варианте: зимующие животные, птицы, большинство растений, насекомых, земноводные (лягушки, т. е. те, чей организм не может поддерживать высокую температуру, в эту пору года вынуждены впадать в спячку. Но есть животные, организм которых, находясь на холоде, сохраняет тепло тела. Их называют теплокровными. К ним относятся птицы и звери. Первые покрыты перьями, вторые - шерстью. Человек тоже теплокровное существо, но оттого, что у него нет шерсти, ему пришлось изобрести одежду.
3. «Снег белый». Цвет сомнений не вызывает, и дети сразу правильно ответят на вопрос педагога. Интерес представляет роль этого свойства снега в жизни птиц и зверей зимой. Чтобы ответить на исследовательский вопрос «Какое значение имеет цвет снега для животных, живущих на снегу?», дети под руководством педагога раскладывают в ряд на поверхности снега листы белой и цветной бумаги (желательно на чистом участке, отходят, отсчитывая шаги до тех пор, пока какие-то листы не исчезнут из поля зрения. На этот факт педагог обращает внимание: «Какого цвета листы бумаги плохо заметны на снегу? Что можно сказать о листах бумаги другого цвета?» Совместно делается вывод: с определенного расстояния белые листы бумаги почти незаметны, в то время как остальные цвета видны хорошо. «Значит, - подытоживает педагог, — если животное живет на снегу и "не хочет", чтобы его издали было видно, оно должно быть белым. Такая окраска помогает хищникам охотиться, а их жертвам укрываться от опасности».
Примечание. 1. Подсчет шагов делает наблюдение более точным, приближает к цели опыта. 2. Если задание вызывает у детей затруднения, педагог спрашивает: «Бумагу какого цвета при удалении мы перестаем замечать на снегу первой?» Или: «Листы бумаги какого цвета маскируются на снегу лучше остальных? Как это определить?»
4. «Снег непрозрачный». Педагог предлагает детям подойти вновь к листам бумаги, присыпать их сверху слоем снега и объяснить, почему теперь бумага вовсе не видна, даже если стоять рядом?
5. «Снег рыхлый». Воспитатель спрашивает: «Каким должен быть снег - твердым или рыхлым, чтобы его свойство непрозрачности могли использовать животные и птицы для укрытия?» Итог обсуждения: «Снег должен быть рыхлым». «Но как это проверить? -спрашивает педагог. (Ответы) Правильно, в рыхлый снег легко воткнуть палочку, легко копать, в рыхлый снег можно «провалиться». (С помощью палочек' лопаток или совочков в ходе прогулки дети могут убедиться в том, что снег рыхлый) Вот почему животные прячутся в снегу, роют норки и ходы, живут под снегом. Рыхлость снега -качество благоприятное для них. А вот скажите, какому животному - крупному или не очень - легко ходить по рыхлому снегу. (Ответы.) Считаете, что животные (или птицы) должны быть не очень крупные? Мы это проверим. Попробуем походить и побегать сначала по глубокому рыхлому снегу, а потом -для сравнения - по утоптанной дорожке. К какому выводу приходим? Правильно, рыхлый снег затрудняет передвижение, значит, крупным животным трудно передвигаться».
6. «Снег при нагревании превращается в воду». Обсудите с детьми, что случается с одеждой, валенками, ботинками, если они бегают по глубокому снегу? Конечно, дети ответят: «Снег налипнет на одежду», «Одежда, обувь промокнут». «Но почему? Да, снег от тепла тает, -подтверждает педагог, - и превращается в воду. Как еще раз убедиться в этом? Для этого возьмем немного снега в теплые руки и увидим, как он тает. Что мы чувствуем, когда наша одежда, варежки или обувь промокают? Нам становится холодно! А теперь вспомним вывод, к которому мы уже пришли: зимой могут активно жить только те животные, которых называют теплокровными, они такие же, как мы с вами! В этой связи возникают вопросы: животные тоже мокнут в снегу? Им тоже холодно? (Ответы) Как же они живут? Сложный вопрос. Надо провести дополнительные наблюдения, чтобы решить эту проблему. Первое наблюдение : тает ли снег, упавший на перья птиц или шерсть животных? Второе: налипает ли снег на перья или шерсть? Обратите внимание на любых зимующих птиц, например на воробьев или голубей, на животных в зоопарке - полярную лисицу, белого медведя. Вы увидите, что снег, например, на шерсти белых медведей не тает, долго на ней не держится, легко стряхивается. То же самое и с птицами. Дело в том, что шерсть и перья животных покрыты особым жиром, благодаря которому снег к ним не прилипает. Он легко стряхивается. Почему? А потому, что поверхность кожи у теплокровных животных теплая - предохраняет толстый слой подкожного жира (например, у тюленя, а кончики перьев и шерсти холодные. Перья и рые дети видели на прогулке и хорошо запомнили, или те явления, которые зимой не бывают.
Пословицы, поговорки, загадки. Читаются соответствующие теме занятия пословицы, поговорки; обсуждается, какое свойство снега в них подчеркивается; загадываются загадки.
Тему «Как приспосабливаются животные к жизни в окружении снега» желательно обсудить с опорой на изображение, например, показать картинки зайца-беляка зимой и летом. Педагог отмечает, что у зайца белый мех для маскировки; очень широкие лапы помогают ему не проваливаться в снег. Спрашивает, где живет заяц: на снегу или под снегом? Добивается ответа на вопрос: «Почему зайцу необходимо быть незаметным, замаскированным? Каким он становится летом?» (Там, где обитают зайцы, летом снега не бывает, поэтому белая шерсть меняется на серую.)
Рассматривая картинки с изображением белого медведя, дети, имея некоторый опыт, обязательно отметят, что у медведя тоже белый мех, но очень большие и широкие лапы. Значит, он живет на поверхности снега. «Тогда какой образ жизни он ведет? - спрашивает педагог. - Зачем ему нужно быть незаметным? Разве на него охотятся, как на зайца, другие зве-ри? (Ответы) Правильно, белый медведь сам охотник. Он незаметно подкрадывается к добыче. Большие, широкие лапы позволяют ему не только не проваливаться в снег, но и плавать, удерживать добычу. Почему его называют белым? (Он белый всегда - круглый год) Почему он не становится серым, как заяц? (Потому, что там, где он обитает, снег летом не тает. На полюсе всегда зима)».
Затронув тему белого медведя, можно плавно перейти на его «собрата» - бурого медведя, который зимой сохраняет свою окраску. Обсудите этот вопрос. (Зимой бурый медведь не охотится, а спит в берлоге, под снегом. Снег непрозрачный, медведя не видно, поэтому цвет шерсти у него не меняется.)
Какие еще птицы, животные могут стать темой исследования на занятии? Покажите изображения полевки зимой и летом. Если дети затрудняются с ответом, объясните: «Полевка не спит зимой, как бурый медведь, но белой на зиму тоже не становится. Почему? Полевка маленькая, живет под снегом, ее и не видно». Рассмотрите картинки, на которых лось, как и полевка, предстает зимой и летом. Дети увидят: цвет шерсти у животного не меняется - он и зимой остается темно-бурым. Но лось большой и под снегом, как полевка, прятаться не может. Почему же он не становится белым? Ответы детей подытоживает педагог: «Лось живет не на открытом пространстве, а в лесу. Животное это большое, высокое; его темное тело маскируется на фоне темных стволов деревьев и кустарников. Длинные ноги, очень широкие раздвоенные копыта дают ему возможность не вязнуть в снегу, рыхлом, глубоком, меньше проваливаться в сугробы».
Практические выводы (при необходимости педагог помогает детям) : 1) снег влияет на жизнь многих животных, поэтому зимой они вынуждены приспосабливаться к его свойствам; 2) если животное живет на поверхности снега, оно обычно имеет широкие лапы, приобретает белую окраску; если, наоборот, живет под снегом или впадает в спичку, цвет шерсти остается темным; 3) если там, где живет животное, снег бывает только зимой, белым оно становится только на зиму.
Задания. Предложите детям 1) обосновать свое представление о зимнем образе жизни неизвестных им животных, птиц, например белой куропатки, сравнив ее изображения в летнюю пору и зимнюю. Посмотрев рисунки, дети должны отметить, что оперение у куропатки белое, на лапках зимой вырастают длинные перья. Эти особенности указывают: зимой куропатка (как и песец, полярная сова, горностай) живет на поверхности снега; 2) предсказать возможные приспособительные признаки животного по описанию его образ жизни зимой, например: «Это животное живет в местности, где выпадает много снега. Оно небольшое, зимой бегает по снегу, имеет много врагов. (Предполагаемый ответ : «Раз много врагов, значит нужно быть незаметным. Бегает по снегу? Наверное, имеет белую шерсть и широкие лапы.».) Или: «Это животное небольшое, летом живет в норках, зимой под снегом. Подумайте, каким может быть его внешний вид зимой и летом?»; 3) привести примеры того, как человек учитывает и использует свойства снега (широкие лыжи; полозья на санях; белые маскировочные халаты у солдат и т. п.).