Светлана Лебедева
Экологические игры для среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его
листьями.
Ход игры : на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и
листья одного растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных
растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель
задаё т вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют
ошибки, допущенные в составлении рисунка.
2. «Третий лишний» (птицы)
Цель: Закреплять знания о многообразии птиц.
Публикация «Экологические игры для среднего возраста» размещена в разделах
Ход игры : Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку,
должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
3. «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить
нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по
цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры : Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1:
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают
понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок,
соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2:
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать
выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт
речь.
Вариант 3:
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний,
осенний. Можно использовать стихи о цветах.
4. Экологическая игра-сказка «Фрукты и овощи»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох,
капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог
поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И
сказал им помидор: «Много желающих, оказалось, поэтому ставлю такое
условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии
которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь,
карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п,
как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей
воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем,
репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых
состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они
просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему!
Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в
моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии
оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах
помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с
изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему?
Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора,
и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им
помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали
такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в
первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться
одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям
послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях
овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает
воспитатель.
5. «Что где растет?»
Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;
показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного
покрова.
Ход игры : Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети
выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети
хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать
любое, если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина,
апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.
6. «Что лишнее?»
Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко
излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры : Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет
признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники;
желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют
лишний признак и объясняют свой выбор.
7. «Моё облако»
Цель: Развивать воображение, образное восприятие природы.
Ход игры : Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и
плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на
что похожи облака, куда они могут плыть.
8. «Насекомые»
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры : Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и
передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не
сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое
– бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По
окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра
продолжается.
9. «Цветы»
Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и
садовые растения.
Ход игры : Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение
(фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д.
Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий
называет садовые растения, и игра продолжается.
10. «Когда это бывает?»
Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры : Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку.
Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку
следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и
т. д.