Светлана Александровна Александрова
Экологическая работа с детьми дошкольного возраста на цветнике и огороде
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Если у подрастающего поколения мы сформируем новое экологическое сознание, тогда это поколение будет строить свои отношения с иных позиций – позиций биоцентризма, означающих: человек - особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение.
Публикация «Экологическая работа с детьми дошкольного возраста на цветнике и огороде» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашем дошкольном учреждении с 2001года внедрена программа «Юный эколог», автор Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.
Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду – в помещении и на участке (цветники и огород).
В процессе экологического воспитания детей используем следующие формы и методы:
- наблюдение, циклы наблюдений,
- моделирование (календари природы)
- экологические занятия
- экскурсии, походы, маршруты в природу
- игровые обучающие ситуации (ИОС)
- различные игры экологического содержания
- труд в природе
- «Панорама добрых дел»
- экологический музей
- изготовление книг
- природоохранные акции
- экологические праздники и развлечения.
Проводим с детьми различные виды наблюдений и в графических моделях (календарях природы) отражаем разнообразные, длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде. Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование осуществляем с помощью рисунков.
Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца, во всех возрастных группах 1 раз в неделю фиксируются (рисование на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Особенно интересной для детей является графическая модель, когда несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуацией. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т. е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком создается как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста.
Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам и растениям, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объём конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего, такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни. Например: за ростом и развитием лука, овса, рассадой овощных культур, цветочной рассадой в группе, овощами и цветами на огороде и цветнике.
Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является, и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.
Так же в работе воспитатели используют игровые обучающие ситуации (ИОС) : с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, ИОС типа путешествий. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Используются и другие виды игр. Например: дидактические игры, словесно-дидактические, подвижные игры:
-«Найди что покажу»
-«Найди что назову»
-«Угадай, что в руке»
-«Чудесный мешочек»
-«Угадай, что съел»
-«Найди, о чём расскажу»
-«Опиши, я угадаю»
-«Угадай растение по описанию»
-«Вершки и корешки»
-«Почтальон принес посылку»
-«Созрело - не созрело»
-«Съедобное - не съедобное»
-«Что сначала, что потом?»
-«Овощехранилище»
-Магазин «Овощи и фрукты»
-Магазин «Семена» и др.
Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке (огороде и цветнике, обогатить знания о том, что трудовыми действиями восполняется дефицит условий роста и развития растений, используем экологический подход к организации труда детей в природе.
Мы исходим из того, что труд в природе – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребёнка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния животных и растений, это - сочувствие и жалость, это желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд - это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.
В организации любого труда - совместного ли воспитателя и ребенка, коллективного ли на огороде и цветнике воспитатели четко выделяют три этапа:
1. наблюдение- осмотр объектов, выявления их состояния, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;
3. заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания растений.
В младших группах, когда преобладает совместная деятельность взрослого и ребенка, когда дети выполняют лишь отдельные поручения, воспитатель сам производит эту схему – демонстрирует начальный осмотр, определяет необходимые трудовые действия, выполняет их вместе с ребёнком, а затем они любуются результатом, радуются ему.
Для того чтобы побуждать в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о животных, и растениях каждый год в старших группах ведётся «Панораму добрых дел», которая функционирует и в летний период.
Традиционными формами экологического воспитания детей в нашем детском саду являются природоохранные акции: «Живая елочка – зеленая иголочка», «Берегите первоцветы» и др. ; экологические праздники и развлечения: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?», Праздник цветов, Осенняя ярмарка. Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности, стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Урман – бабай, девушка Умырзая, Баба Яга, Незнайка, Учёная Ворона.
В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне и родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, постер-стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники. В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, с взрослыми.
Чтобы более объективно, обстоятельно проанализировать динамику экологической воспитанности каждого ребенка, проводим диагностику. Для выявления «экологических знаний» используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм». За период с 2001г мы фиксируем положительную динамику, что позволяет сделать вывод об эффективности углубленной работы по программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой.