Татьяна Прохорова
«Природоград». Экологическая игра в рамках недели экологии «Из тысячи планет — Земли прекрасней нет!»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное мероприятие эколого-биологической направленности.
Цель: формирования экологической культуры, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой.
Задачи:
1) формирование экологической культуры детей;
2) расширение знаний учащихся о природе;
Публикация «„Природоград“, Экологическая игра в рамках недели экологии „Из тысячи планет — Земли прекрасней нет!“» размещена в разделах
3) привитие навыков познавательной творческой деятельности;
4) стимулирование познавательного интереса к биологии и экологии.
Практическая значимость работы. Данная методическая разработка может быть использована во внеурочной деятельности учителя, при проведении недели естественнонаучных дисциплин, при подготовке к эколого-биологическим конкурсам.
В игре участвуют 4 команды по 5 человек. Игра рассчитана на учащихся 7-10-х классов.
Игру можно корректировать в зависимости от уровня подготовки учащихся, времени проведения мероприятия.
Программа игры.
1. Конкурс приветствий.
2. Конкурс-разминка "Загадки природы".
3. Конкурс "Эрудит".
4. Конкурс "Художники природы".
5. Конкурс "Собачья жизнь" ("Не обижайте животных!").
6. Конкурс капитанов. "Животные и фольклор".
7. Конкурс "Юный следопыт".
8. Конкурс "Домашнее задание".
Ход мероприятия.
Слайд 1. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на экологическую игру "Природоград". Девизом игры послужит четверостишие известного русского поэта Евгения Евтушенко: Слайд 2.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Наша игра будет состоять из 8 конкурсов, в каждом из которых вы должны показать свои знания об окружающем нас мире. Вашу игру будет оценивать компетентное жюри (представление членов жюри). Игра проводится среди девятых и десятых классов. Каждый класс выдвинул свою команду. Представление команд.
Окружающий нас мир прекрасен, он полон чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Хорошо, если открытие состоялось, и чем раньше это происходит, тем лучше! Давайте вместе подумаем над загадками природы.
1 конкурс. Конкурс-разминка "Загадки природы"
Загадки о животных загадываются по очереди каждой команде. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задание конкурса.
В воде купался, а сух остался. (Гусь)
В одежде богатый, да сам слеповатый,
Живет без оконца, не видит солнца. (Крот)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)
Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - синее суконце, снизу - белое полотенце. (Ласточка)
Сидит Матрена намокрена, не говорит - еще терпимо,
А как речь начнет - всех досада берет. (Лягушка)
Есть голова, да нет волос, есть глаза, да нет бровей,
Есть крылья, да не летает, ног нет, да не догонишь,
В холод не зябнет, жары не боится. (Рыба)
Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)
Кто на своей голове лес носит? (Олень)
Сапожник - не сапожник, портной - не портной,
Во рту держит щетинку, в руках - ножницы. (Рак)
Вдоль по речке, по водице плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет, за собою всех ведет. (Утка с утятами)
Прыгает пружинка – зеленая спинка –
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик)
Живет между камнями голова с четырьмя ногами. (Черепаха)
Жюри объявляет итоги первого и второго конкурсов.
2 конкурс. "Эрудит"
Задания этого конкурса записаны на лепестках ромашки. Представители от каждой команды приглашаются для участия в данном конкурсе. Нужно оторвать лепесток, прочитать вопрос и сразу дать ответ. Если "эрудит" затрудняется с ответом, команде разрешается помочь. На красных лепестках вопросы оцениваются в 10 баллов, на синих - в 5 баллов.
Задание конкурса.
На красных лепестках (правильный ответ - 10 баллов).
1. Зачем звери раны зализывают?
(Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.)
2. Чем защищается тарантул?
(И ногами воспользоваться можно (убежать, и большие челюсти с капелькой яда - оружие серьезное. Если и они не помогают, тогда тарантул действует как известные всему миру "вонючки" - скунс, жук-бомбардир, хорек. Струя белой жидкости бьет из надувшегося тарантула, как из брандспойта. На полметра и больше.)
3. Чем комар может быть полезен?
(Ученые выяснили, что за Полярным кругом по ночам и самцы, и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей.)
4. Зачем улитке рога?
(Это не рога, а щупальца. Они ощупывают, пробуют на вкус, обнюхивают и рассматривают все вокруг. На концах длинных верхних щупалец расположились крошечные глаза с настоящими фокусировочными линзами и зрительными нервами. Эти же щупальца по "совместительству" являются и "носом". А вот "язык" разместился на нижних коротких щупальцах.)
5. Каких сумчатых животных вы знаете?
(Среди австралийских сумчатых есть волк, куница, тушканчик, крот, летучая мышь и, конечно же, кенгуру. А в 1975 году в заповеднике Биллэйт, что в 180 км от города Аделаида, впервые поймали и сумчатую мышь с шестью мышатами.)
6. Долгое время не давали покоя человечеству «крокодиловы слезы». А что по этому поводу говорит современная наука?
(А наука говорит, что крокодилы напрочь лишены какой-либо сентиментальности. Вместо того, чтобы плакать, эти кровожадные животные глазами потеют.)
На синих лепестках (правильный ответ - 5 баллов).
1. Как можно подсчитать возраст у животных?
(Можно спилить зубы у тюленя (да и у других млекопитающих) и обнаружить, что живут они до 30 лет. Загляни коню "в зубы" (можно и корове, и козе, и по тому, как они сношены (съедены, можно говорить о его возрасте.
Годовые кольца можно подсчитать и на раковине моллюсков, и на чешуе рыб, и на костных пластинках панциря черепах.)
2. Яд каких животных используется человеком в медицинской практике?
(В медицине используется змеиный, пчелиный и. лягушачий яды. Если у змеи яд на зубах, то у лягушки - на коже. Из лягушачьего яда готовят антибиотики и мази против грибковых заболеваний ног. Змеиный яд идет на болеутоляющие и кровесвертывающие препараты. У пчелы яд на кончике жала. В последнее время медики заинтересовались ядом пауков. Но пока лишь идут опыты на животных.)
3. Зачем белке хвост?
(Главное его предназначение - рулить при прыжках с ветки на ветку, с дерева на дерево.)
4. Каких общественных насекомых вы знаете?
(К общественным насекомым относятся пчелы, шмели, общественные осы, термиты, муравьи. Дикие пчелы селятся в дуплах деревьев; шмелиное гнездо обычно размещается под землей, чаще в бывших мышиных норах. Осы свое бумажное гнездо развешивают на ветку или под потолком различных построек, а термиты воздвигают настоящие каменные замки из земли и извести.)
5. Много ли телят у коровы?
(Один, от силы два. У всех крупных животных детей немного, как правило. Но вот в Польше (деревня Бжозово) корова взяла да и разродилась пятью телятами - четыре бычка и одна телочка.)
6. Зачем змеи язык показывают?
(Это они воздух "ощупывают", добычу ищут. А что вынюхивают, "несут" на языке в рот - там у нее орган вкуса.)
Жюри объявляет результаты конкурса "Эрудит".
4 конкурс. "Художники природы"
Задание конкурса.
Нарисовать "портрет" несуществующего в природе животного, назвать его двумя словами (существительное + прилагательное, рассказать о нем: где он живет, его повадки и т. д. Для участия в конкурсе приглашается один член команды.
Пока участники готовятся, мы продолжаем нашу игру.
5 конкурс. "Собачья жизнь" ("Не обижайте животных!")
Живя среди природы, сохраняя из поколения в поколение знания о ней и свои обычаи, люди видели все вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы. Если хорошо подумать и вспомнить мудрые изречения, даваемые у нас в народе, то они окажутся самыми выразительными и точными. Задание этого конкурса дано в рисунках. Отгадать по рисунку фразеологический оборот и объяснить его значение. (2 балла за определение фразеологизма, 2 балла за его объяснение.)
Задание конкурса.
1) Вернемся к нашим баранам. Призыв придерживаться основной темы разговора.
2) Крокодиловы слезы. Лицемерное сострадание, неискреннее сожаление.
3) Белая ворона. Человек, резко отличающийся от других, не такой, как все.
4) Блоху подковать. Проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, уменье, тонкое мастерство.
5) Как белка в колесе. Находиться в беспрестанных хлопотах, суетиться.
6) Вот где собака зарыта. Именно в этом истинная причина, суть дела, главное.
7) Делать из мухи слона. Сильно и необоснованно преувеличивать что-либо, придавать незначительному слишком большое значение.
8) Купить кота в мешке. Приобрести что-либо не глядя, ничего не зная о качествах покупки.
9) Лебединая песня. Последнее, наиболее значительное проявление таланта, способностей.
10) Лебедь, рак и щука. Отсутствие согласованности в каком-либо деле, полный разброд.
11) Мартышкин труд. Бесполезный, бестолковый труд, на который затрачены большие усилия.
12) Не все коту масленица. В жизни бывают не только удовольствия.
13) Показать, где раки зимуют. Угроза наказать кого-либо, проучить.
14) Делить шкуру неубитого медведя. Распределять прибыль от еще неосуществленного дела.
15) Птичье молоко. Нечто неслыханное, невозможное, предел мечтаний.
16) Первая ласточка. Самые первые признаки появления, наступления чего-либо.
Жюри оценивает результаты конкурса "Собачья жизнь".
Участники конкурса "Художники природы" представляют свои работы. (5 баллов за рисунок, 5 баллов за рассказ.)
6 конкурс. "Конкурс капитанов" - "Животные и фольклор"
Это конкурс на знание пословиц и поговорок, в которых присутствуют названия животных. Человек, изучая повадки животных, иносказательно переносил их на поведение людей. Какое же отражение нашли наши соседи по планете в народном творчестве?
Задание конкурса.
Закончить предложенную пословицу или поговорку. Каждому капитану предлагается по 5 пословиц, в случае затруднения право ответа передается по цепочке. Правильный ответ оценивается в 4 балла, близкий по смысловому содержанию - в 2 балла.
1) Старого воробья на мякине (не проведешь).
2) Чует кошка, (чье мясо съела).
3) Лучше синицу в руки, (чем журавля в небе).
4) Волков бояться - (в лес не ходить).
5) Как волка не корми, (он все в лес смотрит).
6) Трусливому зайке (и пенек - волк).
7) На смелого собака лает, (а трусливых кусает).
8) И волки сыты, (и овцы целы).
9) Лиса и во сне (кур считает).
10) Бог не выдаст, (свинья не съест).
11) Птице - крылья, а человеку - (разум).
12) Каждый кулик (своё болото хвалит).
13) Без труда не вынешь (и рыбку из пруда).
14) На чужой сторонушке (рад своей воронушке).
15)Соловья баснями (не кормят).
16)Сорока на хвосте (принесла).
Жюри объявляет результаты конкурса капитанов.
7 конкурс. "Юный следопыт"
Это конкурс на умение определять животных по их следам на снегу. Задание выполняется на листочках бумаги всей командой.
Задание конкурса.
Соотнесите след животного с его изображением. Время выполнения задания – 3 минуты.
Каждый правильный ответ этого конкурса оценивается в 2 балла.
1 – Б (белка)
2 – Г (медведь)
3 – А (волк)
4 – Е (лось)
5 – Д (заяц)
6 – В (лиса)
8 конкурс "Пародия на рекламу".
Все вы смотрите телевизор, слушаете радио. Часто приходится слышать такую фразу: "Ну, вот, опять реклама!" Основная цель рекламы - во чтобы-то ни стало что-либо расхвалить, в рекламах все всегда хорошее, вкусное, полезное. Так ли это на самом деле? Оказывается, нет. Так как наша игра посвящена животным, то и рекламу вы должны придумать на одного из самых постоянных, навязчивых и беспокойных соседей человека - муху.
Оценка конкурса - 10 баллов.
Жюри подводит окончательные итоги; комментируя, объявляет результаты игры. Награждение команд.