Татьяна Фирсова
Экологическая беседа «Почему птиц стало меньше» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему птиц стало меньше»
Цели:
1. Изучить последствия исчезновения из леса одного из экологических звеньев — птиц.
2. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.
Обеспечение: набор деталей модели леса.
Содержание:
1 часть— вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
2 часть— обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;
3 часть — собрать модель леса;
4 часть—рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.
Методические указания. Занятие построено на беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы. Педагог подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой. Реальные ответы могут не совпадать с теми, которые содержатся в конспекте. В конце каждой части делается вывод.
Ход занятия
Воспитатель: — Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что там имеется, растет, кто там живет? ( Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы. Добиваться слишком глубоких ответов на данном этапе не следует, поскольку этот материал будет обсуждаться в течение всего занятия.)
— Кто в лесу ест листья деревьев? ( Ответ детей: насекомые.)
— А насекомых кто-нибудь ест? ( Ответ детей: птицы.)
— Что еще едят птицы? ( Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)
— А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? ( Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)
— А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? ( Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)
А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)
— А если они заболели и погибли, тогда их кто-нибудь съест? (Их съедят насекомые, черви, бактерии.)
Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.
Воспитатель: — Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? ( Ответ детей: совам, лисам, волкам.)
— Почему? ( Ответ детей: потому что у них много еды.)
— А кому от этого плохо? ( Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения.)
— А кто еще может пострадать? ( Ответ детей: птицы.)
— А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо? ( Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)
— А кому хорошо? ( Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)
Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.
Воспитатель: — Ребята, теперь давайте выложим на фланелеграфе лес. Дерево и траву прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами. ( Последовательность прикрепления деталей: деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, птицы, звери. Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках. Дети приглашаются к фланелеграфу по очереди. Они должны думать, куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы.
Вывод: посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах?
Воспитатель: — А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось. (Говоря это, педагог снимает с экрана всех птиц.)
— Кому от этого станет хорошо? ( Ответ детей: насекомым.)
— Их станет больше или меньше? ( Ответ детей: больше.)
— Тогда давайте отразим это на фланелеграфе, выложим много насекомых. (Вызываются 1—2 ребенка, и они быстро выкладывают всех имеющихся в наборе насекомых. В этом месте занятия делается небольшая пауза: дети должны осознать данное явление.)
— Кому от этого стало плохо? ( Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)
— Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте заменим зеленые деревья на голые. (Вызванный ребенок производит указанную замену.)
— Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? ( Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)
— Что может случиться с ними? ( Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.)
— Раз их в этом лесу не будет, давайте уберем их с экрана. (Вызванный ребенок снимает фигурки животных.)
— Как же будут себя чувствовать хищники — лисы, волки, медведи? ( Ответ детей: они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут.)
— Давайте уберем хищников. (Вызванный ребенок делает это.)
— Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.)
— А по какой причине это произошло? С чего все началось? ( Ответ детей: из-за того, что из леса исчезли птицы)
Заключение
Дети сидят некоторое время молча, переживая случившееся и не зная, что делать.
Воспитатель: заново выкладывает макет леса (для снятия отрицательных эмоций) и напоминает, что «так могло бы быть, но вы, когда вырастете, такого не допустите и будете оберегать природу и все живое вокруг, правда ребята.
Дети: да
Воспитатель: молодцы! А теперь послушайте пение птиц в лесу. (звуки леса-фонограмма)