Инесса Станиславовна Тараруева
Экологическая акция «Поможем зимующим птицам!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая акция «Поможем зимующим птицам!»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Актуальность. Зимнее время – это не только веселые праздники, катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В нашем регионе бывает холодная и затяжная зима, часто температура воздуха опускается до 30 градусов мороза и ниже. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встаёт жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов.
Публикация «Экологическая акция „Поможем зимующим птицам!“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Акция «Покормите птиц зимой»
- Зима. Экологическое воспитание
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. А ведь птицы – защитники наших лесов и полей, они уничтожают насекомых-вредителей. Будет мало птиц – не будет и хорошего урожая. Мы должны помочь выжить зимующим птицам нашего региона, подкармливать их в течение долгого зимнего периода.
Тема акции: «Поможем зимующим птицам!»
Тип акции: природоохранительная, познавательная
Сроки: долгосрочная (ноябрь 2021- март 2022)
Участники: воспитанники старшей группы детского сада; воспитатели; родители
Цель: Закрепить экологические представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц и природы; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к природе, желание оказать помощь птицам, участвовать в сохранении природы.
Задачи:
1. Сообщить детям экологические знания о зимующих птицах, о роли человека в жизни природы, научить детей правильно подкармливать птиц.
2. Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
3. Вовлекать детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
4. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты реализации акции:
1. Создание необходимых условий в группе для экологического образования старших дошкольников, формирование у дошкольников экологических представлений о жизни зимующих птиц, их роли в природе, о роли человека в защите и охране природы.
2. Заинтересованность детей совместно с родителями в проявлении заботы о зимующих птицах, закрепление желания помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц).
3. Развитие у старших дошкольников любознательности, инициативы, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
4. Формирование у детей и взрослых определенной системы знаний о природе, основ экологической культуры, позволяющих осознавать взаимосвязь всего живого на земле.
Этапы реализации
I этап – подготовительный (ноябрь)
1. Определение цели и задач акции, её ожидаемых результатов, круга участников акции, сроков её проведения.
2. Составление плана мероприятий в рамках проведения акции, обсуждение с детьми и родителями.
3. Размещение в уголке группы материала для родителей о характере акции, сроках её проведения, план мероприятий, информация для родителей с просьбой принять активное участие в акции.
4. Анкетирование родителей с целью выяснения их отношения к экологическому образованию дошкольников (приложение 2).
5. Подбор иллюстраций, фотографий, книг, предметов, связанных с птицами (сувениры, игрушки, посуда, свистульки и т. д.).
6. Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах.
7. Подготовка циклов бесед, рассказов, видеоматериалов и презентации о зимующих птицах.
8. Выпуск рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам.
9. Организация проблемной ситуации, с целью вызвать интерес детей к проблеме зимующих птиц и оказанию им помощи (экскурсия, наблюдение).
II этап акции – основной (практический) 12. 2021-03. 2022 гг.
1. Проведение бесед с просмотром мультимедийных презентаций: «Что ты знаешь о птицах?»; «Какие птицы живут в нашей местности?»; «Птицы зимой»; «Почему и как нужно зимой помогать птицам?», «Как правильно сделать кормушку», «Чем питаются птицы зимой?»
2. Чтение и последующее обсуждение произведений художественной литературы: сказки о зимующих у нас птицах; рассказов А. Н. Толстого «Сорока», Воробей на часах»; М. Горького «Воробьишко», В. Зотова «Снегирь», «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский; В. Бианки «Синичкин календарь», «Птичий год: зима»; «Сумасшедшая птица», «Кто сыт, тому голод не страшен», «Разведчики»; В. Поляковой «Синички», В. Бурлака «Зимнее яблоко», Н. Сладкова «Волшебная палочка», «Кусок хлеба», «Зимние долги»; Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Зимние гости», «Чем дятел зимой питается»; Е. И. Чарушин «Воробей», стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей», «Зимние гости» Ю. Никоновой, «Берегите птиц» Т. Евдошенко, «Поет зима аукает» С. А. Есенина, потешки, загадки, приметы.
3. Чтение и разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой!» Цель: формирование экологических представлений, развитие памяти, речи, обучение рассказывать стихотворение выразительно.
4. Проведение «Вечера загадок о птицах» (игры-соревнования: кто больше всех знает загадок о птицах, кто лучше всех отвечает на загадки)
5. С помощью детей и их родителей осуществлять сбор корма для птиц в течение всей акции.
6. Проведение конкурса для детей и родителей на самую удобную и красивую кормушку (выставка работ) (ноябрь).
7. Размещение кормушек на территории детского сада, а также за его пределами. Задачи: развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте, следить, чтобы в кормушках постоянно был корм. В течение всей акции производить подкормку и наблюдение за птицами.
8. Изготовление с детьми листовок и плакатов с целью вовлечения в акцию населения, раздача листовок, размещение плакатов на столбах и заборах (с разрешения жителей).
9. В течение проведения акции производить наблюдения за птицами у кормушек с целью научить детей постоянно заботиться о птицах, закрепить названия зимующих птиц, знания об их жизни в природе, правила кормления.
10. Составление детьми рассказа по серии картинок «Друзья птиц» (на основе своих наблюдений).
11. Продуктивная деятельность дошкольников: рисование «Снегири на рябине»; раскрашивание силуэтов птиц, рисование «Зимующие птицы»; лепка «Синички на кормушке», «Птички-синички»; аппликация «Снегири на ветке рябины», аппликация из ватных дисков «Птицы на дереве»,
Изготовление оригами «Снегири на ветках», «Птицы» (зимующие у нас); создание коллажа «На кормушке» (коллективное творчество). Цель: учить детей выражать свое эмоционально - эмпатийное отношение к птицам через творчество, развивать мелкую моторику дошкольников.
12. Проведение дидактических игр: игра-диалог: «Чем питаются птицы зимой?»; «Покормите птиц», «Собери картинку» (соединить части картинки: изображение птицы и корма для неё, «Кто как разговаривает?», «Чей домик?», «Следы на снегу», «Один-много», «Собери птичью семью», «Улетает – не улетает», «Узнай птицу по описанию», «Перелётные и зимующие», «Найди, кого назову», «Кто как зимует», «Чей хвост?», «Выложи птицу», «Исправь ошибку», «Птички на кормушках», «Верю – не верю», «Расскажи о своей любимой птице».
13. Проведение подвижных игр: «Совушка», «Кот и воробьи», «Перелет птиц», «О чем поют воробышки?», «Вот под ёлочкой вороны», «Птички», «Ну-ка, птички, полетели», «Скачет шустрая синица», «Весёлый воробей», «Птички в гнёздышках», «Птицы и ветер». Цель: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности, двигательную активность детей.
III этап акции – аналитический 03.2022
1. Подведение итогов акции: выполнение видео и фотоотчётов (представление на фотовыставке) для родителей и всех желающих.
2. Создание фотоальбома «Зимующие птицы».
3. Проведение итогового вечера, посвященного итогам акции «Помоги птицам зимой!» с совместным участием детей и их родителей.
Анкета для родителей «Экологическое образование ребёнка»
ФИО___
Возрастная группа ребёнка___
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ___
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического образования детей? ___
3. Интересует ли Вас лично данная проблема? ___
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому образованию? ___
5. В чем это проявляется? (возможны несколько вариантов ответа)
ребенок много рассказывает;
просит завести животное, растение дома;
обращает внимание на окружающую его природу;
просит вывести его в парк, лес;
просит почитать о природе и т. д. ;
свой вариант___
6. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___
7. Чем можете оказать помощь ДОУ в проведении экологической акции? ___
8. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому образованию дошкольников? ___
9. В чем это проявляется? (возможны несколько вариантов ответа):
беседовали с ребенком о природе;
оборудовали в семье уголок природы;
приобрели животных;
подкармливаете птиц;
выбираетесь чаще на природу;
проводите наблюдения с детьми за природными объектами;
сажаете деревья;
охраняете природу;
свой вариант___
10. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___
11. Нужно ли это делать? ___
12. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (несколько вариантов ответа):
как проводить наблюдения за погодой;
как содержать животных, растения;
какие давать знания о природе;
как знакомить с правилами поведения в природе;
какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми;
свой вариант___
13. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? ___
14. Ваши предложения, пожелания ___
Методика №1 «Растительный мир» (Т. М. Бондаренко)
Цель: выяснить представления ребёнка об особенностях и разнообразии растительного мира: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения; стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.
Ход проведения: проводится в виде индивидуальной беседы по картинкам.
Вопросы для беседы:
1. Расскажи, чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.
3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?
6. Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.
7. Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?
8. Назови органы растения и их функции.
9. Назови стадии развития и роста растения.
10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.
11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
12. Для чего растениям нужна вода?
13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву?
14. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
Критерии оценки: ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла; ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла; ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать накартинке требуемое – 1 балл.
Оценка результатов:
Высокий уровень: 40 – 45 баллов.
Средний уровень: 25 – 30 баллов.
Низкий уровень: 10 – 15 баллов.
Методика №2 «Животный мир» (Т. М. Бондаренко)
Цель: определить у ребёнка уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.
Инструкция к проведению: Проводится в виде индивидуальной беседы. Воспитатель предлагает ребёнку взять картинки животных, разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки с изображением птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).
Вопросы по всем картинкам: Как называется животное (птица, насекомое? Что ты можешь рассказать о нём? Твоё отношение к ним.
Оценка результатов:
Высокий уровень. Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Проявляет стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень. Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.
Низкий уровень. Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
Методика № 3 «Забота о природе»
(Модификация методики И. В. Цветковой)
Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень экологических знаний, умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.
Проведение исследования. Проводится в индивидуальной форме. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:
1. У комнатного растения появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ему помощь? Как ты можешь помочь?
2. Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?
3. Представь, что ты поехал отдыхать на природу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?
4. Зимой, после обильного снегопада, ветви яблони низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?
5. Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?
За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (4-5 баллов) Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.
Средний уровень: (2-3 балла) Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.
Низкий уровень: (1-0 баллов) Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.