Быкова Анна
Экобокс «Я юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-наглядное пособие «Я- юный эколог» разработано и предназначено для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В данных методических рекомендациях представлено описание системы работы по учебно-наглядному пособию «Я- юный эколог».
Актуальность и педагогическая целесообразность разработки обоснована важностью формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. В данном возрасте наиболее важно закладывать основы экологической культуры личности, так как это является частью духовной личности. Актуальность и важность данного вопроса в том, чтобы наши дети были экологически воспитаны. На данном этапе отношения человека и природы находятся на уровне глобальной экологической проблемы. Обучение детей бережному отношению к природе, воспитание культуры и ответственности, а также, знаний экологических основ- наша основная задача.
Публикация «Экобокс „Я юный эколог“» размещена в разделах
Дидактические игры,учебно - наглядное пособие экологического содержания - являются процессами, с помощью которых мы знакомим ребенка с природой и формируем знания экологической культуры. Своевременное развитие ребенка в данной сфере позволит нам воспитать экологически воспитанного ребенка.
В основу экологического воспитания входит совершенствование знаний относительно описания домашних и диких животных, систематизация представлений детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных; приспособленность животных к среде обитания, способы питания различных животных и места их обитания, подразделения животных на царства и классы.
Ребенок начинает уметь пользоваться графическими символами в описании животных, где развивается логическое, образное мышление.
Цель учебно-наглядного пособия –систематизировать знания о животном мире, растительности: о листьях и плодах деревьях и кустарников, посредством игровых заданий с использованием дидактических материалов, позволяющих постепенно формировать экологическую культуру, мышление ребёнка, речь, аналитические способности, зрительную, тактильную память, творческое воображение, мелкую моторику.
Хотелось бы выделить главную цель – закрепить знания об охране объектов природы, сформировать навыки и умения беречь окружающую среду, осознавать важность соблюдения чистоты в природе и бережного отношения к животным и растениям.
Доступность и практическая направленность пособия позволяет педагогам и родителям эффективно использовать его в общении с ребёнком, помогает сформировать их представление о животном и растительном мире в полной мере.
Игры и упражнения служат прекрасным средством для повышения уровня знаний детей о способах питания животных, месте их обитания, о способности приспосабливаться к окружающей среде.
Дети старшего дошкольного возраста закрепляют знания об экологических особенностях различных мест обитания животных, формируются знания о способах питания, характерных особенностях животного мира, отличительные признаки растений и их составляющие части.
Осуществляется оценка основных областей развития ребёнка раннего возраста (познавательная, социально-эмоциональная, двигательная, коммуникативная и речевая). При систематической работе у детей старшего дошкольного вырабатываются знания экологического содержания, дети начинают разбираться в отличительных особенностях животного и растительного мира. Развивается диалогическая и монологическая речь в процессе игр с писанием по образцу, бесед по играм экологического содержания.
Использование в работе пособия Бокс: «Я- юный эколог» способствует накоплению ребёнком через игру экологических представлений, дети знакомятся с характерными особенностями животных, способами приспособления растений к месту обитания; ребята учатся бережно относится к природе и правильно обращаться с мусором, который является врагом нашей планеты. В процессе игры у детей развивается воображение, память, мышление, речь.
Рекомендуется в ходе игровой деятельности с материалами дидактического пособия максимально использовать речь, а именно: беседа по учебно- наглядному пособию; диалогическую речь, ответы на вопросы, так как посредством игры ребенок познает мир и знакомится с экологической культурой.
Первоначально при организации игр и упражнений они должны сопровождаться более подробными комментариями, образцом выполнения. Постепенно, когда ребёнок освоит игру, достаточно просто объявить название. У детей старшего дошкольного возраста расширяется в процессе игры словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки. Ребёнок старшего дошкольного возраста может создавать и описывать содержание образов предметов, которые ему еще не встречались, наделять их свойствами, додумывать скрытые детали. Педагог должен стремиться максимально учитывать и использовать жизненный и речевой опыт ребёнка.
В методических рекомендациях к учебно-наглядному пособию Бокса: «Я – юный эколог» представлен широкий спектр заданий с использованием материалов каждого блока в виде кратких инструкций. Это способствует тому, что педагог может варьировать задания, продумывать дополнительные наводящие вопросы. При желании можно использовать дополнительный наглядный материал.
Работа с пособием предполагает не только индивидуальную работу, но и коллективное выполнение заданий, а также организация коллективных дидактических игр.
Можно предлагать ребёнку выполнять некоторые задания частично. Объём подачи материала педагог может регулировать по своему желанию, учитывая возможности детей. Материалы пособия можно использовать в самостоятельной деятельности детей (предметно-игровое манипулирование, в совместной деятельности педагога или родителя для развития познавательного интереса. Возможно внесение дополнительного материала для поддержания интереса к деятельности или решения более сложных задач.
Рекомендуется до начала работы с материалами пособия ознакомиться с возможностями ребёнка и его личными особенностями. Возможно выполнение упражнений без значительного участия речи, но важно, чтобы предлагаемые задания были восприняты и выполнялись без напряжения. Важно не пропускать характер эмоциональной реакции на предложенные ребёнку материалы. Средством снятия напряжения и установления контакта с ребёнком служит беседа. Она должна носить продуманный, целенаправленный характер. После установления с ребёнком контакта можно приступить к выполнению заданий диагностического или развивающего направления.
Перед предъявлением ребёнку задания из любого блока ему даётся инструкция. Каждый раз важно выяснить, понимает ли ребёнок словесную инструкцию и делает ли попытки её понять (вслушивается, просит повторить, дослушивает ли до конца или начинает выполнять задание, удерживает ли в памяти.
Важно отмечать характер деятельности при выполнении задания (формально или с интересом, степень стойкости возникшего интереса. Педагог может отметить целенаправленность деятельности ребёнка, способы решения предложенных задач, сосредоточенность и работоспособность, умеет ли ребёнок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью. Потому что, чем выше эта способность, тем значительнее обучаемость ребёнка. Целесообразно отметить реакцию ребёнка на результаты работы, способность дать оценку своей работе и общую эмоциональную реакцию на общение.
Апробация учебно-наглядного пособия бокса: «Я-юный эколог» показала, что технология работы с материалами пособия формирует у воспитанников интерес, познавательную и речевую активность, даёт возможность приобрести необходимые навыки и умения.