Елена
Эко-игра в средней группе «Птичьи секреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Эко - игра в средней группе «Птичьи секреты»
Цель:
- Расширять и обобщать представления о птицах: у них есть клюв, крылья, тело покрыто перьями, размножаются, высиживая яйца.
-Закреплять знания о выведении птенцов.
-Формировать интерес к птицам, желание заботиться о них; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
-Воспитывать стремление оказывать помощь другим, дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Публикация «Эко-игра в средней группе „Птичьи секреты“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей:
- социально - коммуникативное развитие
- речевое развитие.
- физическое развитие.
Методы и приёмы.
Словесные (вопросы, загадки, наглядные (просмотр видеоролика, использование презентации, картинок, практические (практические задания, игры).
Словарная работа.
Активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, корм, конверт.
Демонстрационный материал: чучело птиц, презентация с загадками, корм для птиц, плакат.
Предварительная работа:
Разгадывание загадок о птицах. Просмотр фотоальбомов с изображением птиц. Беседы, презентация «Зимующие и перелётные птицы», «Детям о птицах», наблюдения за птицами на прогулке. Чтение стихотворения «Не пугайте резвых птичек» (С. Степановой, изготовление кормушек, чтение детской литературы о птицах.
Ход игры.
Воспитатель: Наши голосистые пернатые соседи украшают наши будни не только своим пением, но и самим своим присутствием. А они просто удивительные. Птицы могут жить и высоко в горах, и в жарких пустынях, и в полях и в лесах, и даже рядом с нами, в загазованных городах и мегаполисах.
Они разделяют с самолетами воздушное пространство и хранят недоступно свои гнезда. Мудрые, безобидные, гордые и такие манящие птицы.
Птицы вдохновляли и продолжают вдохновлять поэтов и писателей всех стран на создание гениальных стихотворений и рассказов.
Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Давайте узнаем от кого оно. Смотрите это письмо от мудрой совы «Здравствуйте ребята! К сожалению, я не смогла к вам прилететь, но приготовила интересные загадки - задания. Отгадайте их и вы узнаете птичьи секреты и найдете сокровище» И так, мы должны отгадать загадки и найти задуманный предмет, в котором будет задание. Если выполните задание правильно, раскроете птичьи секреты. Тогда слушайте первую загадку:
«Была волшебная, золотая, стала белая да седая»
(Осень, зима)
Давайте найдем эти подсказки. (Дети рассматривают картины с изображением зимы и осени и карточки.)
Что могут подсказать картины осени и зимы? (Птицы делятся на перелетных и зимующих.) Давайте положим изображения перелетных птиц к картинке осени, а зимующих к картинке зимы. (Дети раскладывают карточки и проверяют правильность выбора.)
Молодцы, вы справились с заданием!
Как называется птичья столовая? Верно, кормушка. Давайте найдем эту подсказку. (Дети рассматривают изображения на плакате.)
Послушайте следующую загадку:
На дереве среди ветвей
Весит без окон и дверей
(Гнездо)
Воспитатель: Зачем гнездо птицам?
Дети. Чтобы высиживать яйца и выводить птенцов.
Воспитатель: Правильно, но иногда бывает, что птицы спорят между собой.
Давайте послушаем, как это бывает.
Воспитатель:
Этот случай был в апреле.
С юга птицы прилетели
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
Ребенок - скворец: Убирайся вон, задира!
Должен жить здесь я – Скворец!
Ребенок - воробей:
- Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю.
И не тронусь! Хоть убей!
Так решил я – Воробей!
Ребенок - скворец:
Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай, мой клюв остер…
А не то (подбрасывает незаметно перышки)
Воспитатель:
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел
Быстро с нею влез на крышу,
Крепко-крепко привязал
И приветливо сказал!
Видеть вас обоих рад.
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробьишка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Воспитатель:
В гнездах птицы высиживают яйца, давайте узнаем еще один секрет и выясним, как это происходит. (Воспитатель рассказывает, дети выставляют по порядку картинки.)
Птицы ищут место в укромном местечке, собирают ветки для гнезда, строят и выкладывают его мягким материалом: травинками, пухом, перышками, клочками шерсти. (Дети находят картинки гнезда ласточки, иволги, скворечник.)
Затем птица - мама откладывает в гнездо яйца и садится на них, чтобы согреть их своим теплом. Через три недели вылупливаются маленькие птенчики. Они сами проклевывают скорлупу яйца. Птенчики маленькие, голенькие, слепые, ничего не могут делать. С утра до вечера родители им носят личинок, мошек, червячков. Подросшие птенцы учатся летать, сами находить корм. (Дети раскладывают картинки в нужной последовательности и составляют свой рассказ.)
Воспитатель:
Весна — время прилёта птиц, возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом которые питаются насекомыми. А вы знаете, какие птицы к нам прилетают весной?
Дети: (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы и т. д.)
Воспитатель:
Кто знает, чем все птицы похожи?
Дети: (тело покрыто перьями, имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов)
Воспитатель:
А чем птицы отличаются?
Дети: (размером, клювом, окраской, голосом,местом обитания)
Воспитатель:
Молодцы, вы справились с этим заданием! Вас ждет следующая загадка:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… птица.
Давайте найдем эту подсказку.
(Воспитатель показывает чучела птиц, рассмотрев, дети на фланелеграфе выкладывают картинки частей туловища, рассматривают плакат.)
Воспитатель:
Из каких частей состоит тело птиц?
Дети: Из туловища, головы, клюва, крыльев, хвоста.
Воспитатель:
Зачем птицам нужен клюв?
Дети: Питаться и дышать.
Воспитатель: Что еще птицы делают клювом?
Дети: Щиплют, хватают, делают гнезда, чистят перья, кормят птенцов, долбят.
Воспитатель: Что делают птицы крыльями?
Дети: Отталкиваются от воздуха и двигаются вперед.
Воспитатель: Какую роль играет роль хвост?
Дети: С его помощью птица меняет направление.
Воспитатель:
Хочу предложить вам игру «Не сорока, не ворона». Я буду показывать картинку с изображением птицы. Посмотрим, как вы знаете птиц. Вы готовы? Тогда начнем:
Не сорока, не ворона, и не чайка.
А какая это птица?
Отвечай – ка!
(В это время воспитатель подходит к любому ребенку и показывает картинку.) Ответ должен быть полным – он начинает словами: «Не сорока, не ворона ….», а дальше называется изображенная на картинке птица.
С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы. У нас осталась последняя загадка.
Кто меня нигде не бросит
И спасет если вдруг…
Кто не выдаст, кто не спросит?
Самый лучший, верный… друг.
Воспитатель: Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям.
А вы знаете, какую пользу приносят людям птицы?
Дети: Радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений.
Воспитатель: Друзьям надо помогать? (Да) А как?
Дети: Подкармливать, строить дома, не разорять гнезда.
Воспитатель:
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют,
И землю свято берегут.
(Дети рассказывают стихи.)
Синица:
Две синички подрались
Перышки взъерошены
Не хватило на двоих
Целых три горошины
Вы голодные мои
Больше не деритесь
Семечки отдам свои
Сразу наедитесь
Дятел:
Я в беретке ярко-красный,
В черной курточке атласной?
На людей я не гляжу,
Все стучу, стучу, стучу.
Воробей:
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чив!
Воспитатель: Следующая загадка.
Ярко – розовый наряд,
Глазки солнышком горят –
Так стройна, нежна, прелестна
Длинноногая принцесса.
(Фламинго)
Воспитатель: Правильно, фламинго красивая птица.
У фламинго оперенье,
Вызывает восхищенье,
Потому что птица эта
Нежно-розового цвета.
Давайте нарисуем эту замечательную птицу.
(Дети рисуют, обмокнув ладошки в краску, дорисовывают кистью шею, клюв.)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями Мудрой совы и узнали птичьи секреты. Вот шкатулочка с сокровищами, мудрая сова хочет подарить вам портреты своих подруг - птиц (раскраски.) Давайте скажем спасибо, за подарок.
Завершить сегодняшнюю игру хотелось бы стихотворением
С. Степановой “Не пугайте резвых птичек!”
Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши
Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!
Пусть живут в лесах, в садах
И поют нам птицы.
Ведь они для нас друзья
Соловьи, грачи, синицы.
К тому же и пользу приносят они
Едят они гусениц разных.
Спасают они и леса, и сады
От маленьких гусениц страшных.
И надо, поэтому, птиц нам беречь,
Зимой подкормить, а весною привлечь.
Давайте улыбнёмся! Как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споёт среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
Использованная литература
-Дыбина ОГ. В. Неизведанное рядом ТЦ. «Сфера»2005г.
-Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду и дома Линка-Пресс 2009г.
- Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.