Ольга Ваганова
Эйдетика в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Эйдетика в дошкольном возрасте
«Эйдетика – это комплекс упражнений, направленный на тренировку памяти: запоминание информации с максимальной точностью используя образ, звук, запах, вкус, тактильное ощущение. Методика по очередности развивает полушария мозга, а именно центры, отвечающие за мышление, речь, память, внимание, воображение, творчество. Это стимулирует мозг к созданию свободных ассоциаций, образов и запоминанию их. Комплекс упражнений способствует эффективной и успешной тренировке памяти.»
Публикация «Эйдетика в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Сам термин «эйдетика» ввел сербский ученый Виктор Урбанчич еще в далеком 1907 году. Дальнейшее развитие данной методики пришлось только на двадцатые годы двадцатого века благодаря исследованиям немецкого ученого Эрика Йенша.
Что касается российской практики, то эйдетикой занимались довольно популярные ученые-психологи: Павел Блонский, Лев Выготский, Александр Лурия. Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.
Принципы работы по системе эйдетики:
радостная, весёлая атмосфера;
мобильность и доступность игрового материала;
разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребёнка.
Основные цели методики:
развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;
активизация ресурсов познавательных процессов;
развитие речи;
стимулирование инициативности;
воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным;
обнаружение и развитие способностей малыша.
Система эйдетики развивает такие важные качества, как:
беглость – способность быстро находить решения и генерировать идеи;
гибкость – применение разнообразных подходов для решения задачи;
оригинальность – умение создавать оригинальные идеи и решения.
Правила использования эйдетики:
1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.
2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.
3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.
«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:
• свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;
• цветовых ассоциаций;
• ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
• тактильных ассоциаций;
• предметных ассоциаций;
• звуковых ассоциаций;
• вкусовых ассоциаций;
• обонятельных ассоциаций;
• графических ассоциаций;
Главный вопрос во время тренировки ассоциативного мышления звучит так: «О чем ты подумал?»
Развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.
Сочиняем
Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы.
Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее.
Ищем, что пропало
Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться: убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.
Исследуем
Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.
Отгадываем
Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!
Слушаем
Разные музыкальные инструменты либо пищалки - жужжалки, издающие звуки, соберите в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.
Нюхаем
По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».
Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности.
Дети не должны чувствовать напряжение, что сделают что-то не так;
наша задача – привить детям этот способ запоминания информации так, чтоб они пользовались им постоянно. Для этого мы проводим занятия в позитивной атмосфере, весело, эмоционально и смешно. Никаких этих «сядь ровно, не смейся, не шуми, перестань баловаться» и т. д., игры должны сменяться довольно динамично, чтобы они не успевали надоесть детям;
не нужно хвалить детей, когда они правильно отвечают на вопросы. Никаких «молодец» и тому подобного. Мы не оцениваем их ответы, т. к. любая внешняя оценка подрывает внутреннюю мотивацию ребенка. Ориентируясь на похвалу, дети очень быстро теряют интерес к занятиям, начинают бояться совершить ошибку, перестают получать удовольствие от процесса и от того, что у них все получается.
Применять систему эйдетики и мнемонические техники как часть занятий, в индивидуальной работе с детьми, во время организации досуга.
Влияние этой методики на мышление, память и абстрактное мышление сложно переоценить. Благодаря эйдетике дети учатся легко запоминать самую разную информацию в любом виде (стихотворения, тексты, числа, картинки, звуки, а также формируется позитивное отношение к учебе и запоминанию, повышается самооценка и вера в себя, учатся получать радость и удовольствие от процесса обучения. Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни.