Татьяна Мищеринова
Взаимоотношение ДОУ с семьей в вопросах готовности детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность к обучению в школе – важный итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье.
Переход ребенка в школу качественно новый этап в его развитии.
В деятельности дошкольных учреждений важно соблюдение преемственности между детским садом, семьей и школой. Преемственность предполагает целостный процесс воспитания и обучения, который способствует обеспечению полного личностного развития ребенка. Система преемственности дошкольного и школьного образования имеет глубокие корни, она разрабатывалась в научном и практическом аспектах. Но до сих пор не достигнут, тот психологический уровень, когда ребенок не заметно для себя, педагогов и родителей может пересесть из-за стола в детском саду за школьную парту.
Публикация «Взаимоотношение ДОУ с семьей в вопросах готовности детей к школе» размещена в разделах
Поступление ребенка в школу, адаптация его к новым условиям - очень болезненный период, как для ребенка, так и для его родителей.
Современная школа требует от детей не столько, каких либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большой способности к управлению своим поведением.
И важную роль в развитии ребенка, в подготовке к школе играют родители.
Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на следующих положениях: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Важнейшим условием преемственности является установления доверительности, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе».
Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играют важную роль в развитии ребенка и обеспечивая преемственность дошкольного и школьного образования.
С целью выяснения педагогических проблем у родителей, мы провели анкетирование.
Предложили родителям ответить на вопросы по подготовке детей к школе. Обследование показало, что не все родители могут сформулировать свои проблемы в воспитании и обучении детей.
Готовность к школе у родителей ассоциируется с конкретными навыками, умениями читать и писать.
Современные родители озабочены ранней подготовкой ребенка к школе и активно включаются в этот процесс обучения. Зачастую он носит такой интенсивный характер, что у детей отбивается интерес к обучению и появляется страх перед школой.
Все вышеперечисленное позволяет рассматривать работу с родителями в качестве одной из актуальных.
Мы обозначили проблему:
«Взаимоотношение ДОУ и семьи по подготовке детей к школе»
Выявили причину:
«Недостаточный уровень психолого-педагогических знаний родителей»
Пути решения:
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в различных формах работы:
- анкетирование - тематические выставки
- консультирование - совместные викторины
- информационные стенды
- дни открытых дверей
- родительские практикумы
- родительские клубы
- совместные мероприятия
Цель.
Повышение уровня знаний родителей в вопросах психологической и физической готовности ребенка к школе
Основные направления взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьей.
Изучить потребности родителей в образовательных услугах.
Подготовка детей к обучению в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Физическая готовность ребенка к школе
Задачи.
Формирование правильных, положительных представлений о школе.
Внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями в практику социально-делового и психолого-педагогического партнерства.
Повысить качественный уровень знаний родителей об интеллектуальной подготовке к школьному обучению.
Формирование представлений о необходимости физического развития для успешной учебы в школе.
Принципы взаимодействия педагогов с родителями.
Систематичность, плановость.
Личностно-ориентированный подход ко всем членам семьи.
Возрастной характер работы с родителями.
Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.
Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.
Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме.
Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями.
Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.
Ориентация на стимулирование самообразования родителей.
Для реализации намеченных целей и задач в своей работе мы использовали коллективные и индивидуальные формы деятельности работ с родителями
- тематические собрания
- индивидуальные и групповые консультации
- информационные стенды
- семинары
- дни открытых дверей
- родительские практикумы
- родительские клубы
- совместные мероприятия – КВН, викторины
- совместные выставки
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ. Анкетирование.
Наблюдение за ребенком.
Посещение семьи ребенка.
Беседы с ребенком.
Беседы с родителями
В традицию вошли «Дни открытых дверей».
Родители наблюдают специальные организованные занятия с детьми, включаются в разнообразную совместную с детьми деятельность.
В начале и в конце года для родителей проводятся «Неделя открытых занятий».
Родители имеют возможность со стороны определять уровень развития своих детей.
Традиционными стали совместные выставки рисунков и поделок «Осень золотая», «Зимняя сказка», «Мой любимый город» и др.
Совместно с родителями проводим познавательные викторины КВН.
Летние и зимние спортивные праздники.
С помощью интригующих объявлений, приглашений, мы привлекаем родителей, чтобы чаще приходили к нам.
Перед мероприятиями проводится с родителями предварительная работа.
Работа планируется и выполняется в целом по дошкольному учреждению, так и в каждой возрастной группе.
В процессе общения с родителями возникла идея создать семейный клуб, для родителей детей старшего возраста, под названием «Доверие».
Работа клуба составляет третий год. Клуб помогает родителям в подготовке детей к школе.
Цель клуба:
Повышение уровня педагогической компетенции родителей.
Задачи клуба:
1. Создание необходимых условий для единых требований по воспитанию и развитию ребенка в ДОУ и семье.
2. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
3. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Участниками клуба являются:
- родители
- воспитатели
- педагог-психолог
- учитель начальных классов
Руководителем клуба является старший воспитатель ДОУ Мищеринова Т. В.
Формы работы:
- тренинги
- семинары-практикумы
- круглый стол
- деловые игры
- лекции-беседы
Составлен план работы на год.
Каждый пришедший на заседание клуба имеет возможность высказывать, обсуждать, делиться собственным опытом воспитания детей, а главное приобрести новый ценный опыт для своей семьи.
Благодаря использованию нетрадиционных форм работы, родители стали более активными участниками совместного процесса воспитания и обучения детей.
Работа клуба воспринимается родителями положительно.
Родители отметили, что приобретенный опыт на занятиях клуба помогает им при решении проблем возникающих при воспитании детей.
Непринужденные формы общения, обсуждения актуальных проблем воспитания способствовали формированию адекватной родительской позиции.
На итоговом заседании предложили родителям ответить на вопросы оценочной анкеты.
Положительно ответили 85% опрошенных, а 80 % родителей узнали новое и интересное о воспитании и подготовке детей к школе.