Ирина Башлыкова
Взаимосвязь видов искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь видов искусства
Современные подходы в системе дошкольного образования заставляют пересматривать устоявшиеся целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. На первый план выдвигается синтез различных видов искусства и его влияние на всестороннее развитие ребёнка. Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности - одно из наиболее продуктивных для формирования комплексного художественного восприятия. Попытаемся понять, почему?
Публикация «Взаимосвязь видов искусства» размещена в разделах
Учеными установлено, что взаимодействие красок и звуков существует издавна как в природе, так и в искусстве. Так, художник В. Кандинский соотносил с определё нным цветом тот или иной музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный — трубы, синий — виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский — Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Цвето-звуковыми ощущениями может обладать любой взрослый человека, а также ребёнок.
Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку является детский рисунок. Л. С. Выготский считает, что ребёнок к рисованию обращается не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность «легко выразить то, что им владеет. Рисунок ребёнка — это его рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.» В результате взаимодействия музыки и живописи происходит обогащение детских рисунков новым содержанием: развивается сюжет в рисунке; создаются многопредметные композиции; дети передают ритм, динамику музыкального произведения ритмом мазков, сочетанием цвета, форм, линий, что свидетельствует о понимании детьми средств музыкальной выразительности.
По данной проблеме был проведен эксперимент.
Целью исследования было выявление взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Гипотеза эксперимента - использование музыки оказывает существенное влияние на качество детских рисунков.
Для осуществления эксперимента использовался анализ и обобщение опыта практической работы по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности 70 детских садов.
Для проведения экспериментальной работы был отобран репертуар, который отвечал общим дидактическим принципам.
Детям предлагалось прослушать произведение, ответить на вопросы экспериментатора о характере и выразительных средствах музыки, а затем нарисовать то, о чем в ней рассказывается.
В ходе эксперимента выяснилось, что музыкальные произведения лишь тогда обогащают детское изобразительное творчество, когда дети выделяют выразительные средства воспринимаемой пьесы. Благодаря этому у них возникает соответствующий образ. Кроме того, необходимо, чтобы они владели графическими навыками и умениями, позволяющими передавать образ в рисунке.
Также эксперимент показал, что в рисунках детей по песням и программным произведениям музыкальный образ передавался в целом. Он был собирательным, прямо отражал индивидуальный жизненный, литературный и музыкальный опыт детей. Так, в рисунках по пьесе "Баба Яга" (П. И. Чайковский, "Детский альбом") дети изображали ее летящей не только на метле, как в сказочных сюжетах, но и на современных вертолетах, самолетах и даже пылесосе, с биноклем и подзорной трубой. От Бабы Яги прятались дети в густом темном лесу, в высокой траве. Маленькие художники защищали своих героев с помощью всех доступных им графических средств, а если их не хватало, просто рассказывали о том, как нужно спрятать детей, спасти от летящего чудовища.
Непрограммные произведения дети изображали как бессюжетные, абстрактные композиции. Настроение музыки чаще всего отражалось в цветовой гамме, а ритмический рисунок - в четких ритмических штрихах.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования подтвердили предположение о том, что взаимодействие музыкальной и изобразительной деятельности оказывает положительное влияние на решение задач эстетического воспитания, способствует развитию детского творчества, совершенствованию процесса восприятия и изобразительной деятельности дошкольников.
В ней происходит обогащение рисунков новым содержанием, вариативное использование способов изображения, самостоятельное и творческое решение изобразительных задач. Образы инструментальной программной и непрограммной музыки способствуют развитию сюжетного рисования, созданию многопредметных композиций.
Восприятие музыкального произведения на основе созданного рисунка помогает дошкольникам глубже осознать музыкальный образ, выразительные средства музыки, проникнуться ее настроением.
Каждый исследователь подчеркивает в своих работах идею о том, что синтез, объединение, интеграция намного эффективнее возможностей отдельных искусств и отдельных видов художественной деятельности в формировании художественного образа, в художественно-творческом развитии ребёнка-дошкольника
Творческие задания на активизацию внимания предполагают сравнение произведений различных видов искусства. Такое сравнение приводит детей к пониманию того, что в произведениях различных видов искусства отражается одна и та же окружающая действительность, эмоции, настроения. Например, П. И. Чайковский "Осенняя песня" из цикла "Времена года", стихотворение А. С. Пушкина " Унылая пора:", картина И. Левитана "Золотая осень".
Творческие задания на развитие ассоциативного мышления предполагают сравнение настроения, а не содержания произведений различных видов искусства. Например, Э. Григ "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" и картины А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", Ф. Васильев "Перед дождем", А. Дубовской "Притихло". Здесь важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и различие с помощью наводящих вопросов.
Творческие задания на развитие воображения и фантазии. Дети очень любят такие задания. Я предлагаю им поставить себя, например, "внутри пейзажа Шишкина", представить, какое у них будет настроение, какую музыку они слушали бы, находясь в этом месте, какого характера была бы их собственная музыка. С другой стороны, можно представить себя героем музыкальной пьесы, пофантазировать, какие, например, стихи мог бы прочитать этот герой, с каким чувством, силой голоса и т. д. Затем привести авторское стихотворение (например, стихотворение А. С. Пушкина "Осень", "Осенняя песня " П. И. Чайковского и пейзаж А. Шишкина "Золотая осень").
Список литературы.
Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития ребенка // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - С. 7 - 41.
Барышева Т. А. Творчество на уроках искусства в начальной школе // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - С. 308-314 С.
Щербакова А. А., Барышева Т. А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - С. 196-263.
Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М. : Линка-Пресс, 2003. - 174 с.
Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2006, № 6, С. 8-13.