коновалова надежда
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей дошкольного учреждения
Основной принцип организации работы в МБДОУ является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей дошкольного учреждения направлена на создание оптимальных условий для коррекции и полного раскрытия потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Основные формы совместной деятельности:
- Совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы.
-Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приёмами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.
-Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них.
-Совместная подготовка к детским праздникам.
-Разработка общих рекомендаций для родителей.
Часть задач берёт на себя логопед:
-Проводит открытые занятия для педагогов ДОО: учит их использовать речевой материал, объясняет, какие требования предъявляются к речи дошкольников разного возраста, обучает логопедическим приёмам, упражнениям и пр.
-Составляет рекомендации для воспитателей, предлагает им комплексы упражнений, стихи, загадки и пр. для занятий с детьми. При этом логопед учитывает, какие темы занятий запланировал воспитатель.
-Рассказывает воспитателю о результатах коррекционной работы с каждым ребёнком.
Часть работы выполняет воспитатель:
-Работает над расширением словарного запаса детей, развитием грамматического строя и связной речи в течение дня.
-Помогает дошкольникам закрепить освоенные речевые навыки.
-Следит за речью детей вне логопедических занятий, рассказывает логопеду о результатах наблюдений.
-Выполняет задания логопеда.
Рекомендуется оформлять тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя — в ней указывают логопедические приёмы, упражнения и др. С её помощью гораздо легче планировать коррекционную работу.
Дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития.