Светлана Дружинина
Взаимосвязь детского сада с семьёй в физическом воспитании ребёнка.
▼ Скачать + Заказать документы
Современная ситуация в России (межэтнические конфликты, нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная поляризация и т. д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшилось условие реализации социальных функций и первичной социализации детей. Проблемы российских семей выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов. Семья – тот институт, который обеспечивает ребёнка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Публикация «Взаимосвязь детского сада с семьёй в физическом воспитании ребёнка,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Для того чтобы назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований, которые определяют высокоразвитую малую группу как коллектив:
- успешно справляться с возложенными на неё задачами;
- иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
- создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.
Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Семья как важный институт социализации, т. к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках – с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Помочь родителям овладеть наукой и искусством воспитания со своей стороны должны и педагоги дошкольных учреждений. Стремясь к установлению единства и взаимодействия воспитательных воздействий на ребёнка в семье и детском саду, они осуществляют педагогическое просвещение родителей, оказывают им практическую помощь. В настоящее время актуальной задачей продолжает оставаться то, какие формы работы детского учреждения с семьей наиболее эффективны и содержательны.
Дошкольное детство – это самоценный, наиболее сензетивный период развития личности человека и его интеллекта. Только здоровый человек (в биологическом, психологическом и социальном контексте) способен творчески преобразовывать окружающую действительность с целью получения как материальных, так и духовных благ. В этот период идет становление и развитие психических процессов, высших психических функций человека, усвоение норм и правил жизни в человеческом сообществе, что требует от личности взрослого индивидуального стиля в педагогической деятельности.
В нашей стране в последние годы значительно повысился интерес к проблемам семьи, в частности, физического воспитания детей. Среди причин возрастающей популярности семейной педагогики можно назвать, прежде всего, то, что люди приходят к осознанию простой истины – нельзя построить общество с эффективной экономикой, высоким уровнем жизни и социальной справедливости, особенно в условиях рынка, если основная ячейка – семья развивается на нездоровой социально-экономической, психологической, нравственной основе. Известно, что член неблагополучной семьи – это несчастливый и конфликтный человек, причем не только в личной жизни, но и «невыгодный» для всего общества. Тогда как физически здоровый и интеллектуально развитый, благополучный человек в семейной (личной) жизни – это активный созидатель и творец всего доброго, гуманного, справедливого.
Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что сложившаяся система физического воспитания требует совершенствования, осмысления новых подходов, выбора наиболее эффективных средств и методов закаливания детского организма. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребёнок ещё мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребёнку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.
Понимая общую цель физического воспитания как сохранения и укрепления здоровья ребёнка, формулируются задачи физического воспитания. «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого родителя и дошкольного учреждения. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят с родителями, и на них ложиться особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
В центре работы по полноценному физическому развитию и приобщению к здоровому образу жизни должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, обеспечивающие полноценное физическое развитие ребёнка и заботу о его здоровье. Здесь важен принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, особое внимание уделяется совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учете особенностей организма ребёнка, индивидуализация профилактических и коррекционных мероприятий.
Основным средством, улучшающим функционирование всех систем организма, является организованная деятельность. Один из её видов – подвижные игры, которые нормализуют нервные процессы, развивают внимание, память, способствуют проявлению инициативы, формируют волевые качества, учат ориентироваться во времени и пространстве, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат, т. е. являются важнейшим средством физического воспитания. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Процессы жизнедеятельности детского организма, прежде всего, зависят от двигательной активности, т. е. чем активнее работаю мышцы, тем более жизнеспособен человек. Нагружая мышечную систему, мы не только воспитываем ребёнка сильным и ловким, но и развиваем его сердце, легкие и все внутренние органы. Движение – это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованный режим двигательной активности способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля, вырабатывается характер. В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей, который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его разностороннему развитию.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребёнка» особое значение должно придаваться признанию за ребёнком права на такие условия жизни, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно и нравственно, создание таких условий требует с одной стороны, учёта индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, с другой – скоординированной работы педагогов.
Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росло физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших, поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей. все методы воспитания в детских дошкольных учреждениях направлены на достижение всестороннего гармонического развития ребёнка, должны обеспечивать формирование самостоятельности, инициативы, активности и других положительных качеств личности. Этому в большой мере способствует комплексное использование разнообразных средств. Игра и развлечения – непременный спутник жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях.
В ходе осуществления сотрудничества детского сада и семьи необходимо продумывать систему работы с родителями, которая должна предусматривать наличие ясных целей и содержания, последовательно реализующихся с помощью многообразных форм и методов работы, на основе достигнутого ранее. Ценность такого сотрудничества заключается в том, что оно оказывает непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогает лучше понять родителям содержание воспитательной с детьми, наглядно познакомить с некоторыми методами и приемами работы с детьми, увидеть ребёнка в иной от домашней среды, в иной системе взаимоотношений. Положительный результат в воспитании детей достигается лишь при умелом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы с родителями, при их активном заинтересованном участии. Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как детский сад, так и семья.