Елена Проникова
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на семинаре.
(Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Все мы знаем, что во многом успешность нашей коррекционной работы с детьми зависит от отношения к проблеме родителей ребенка. Единство требований в дошкольном учреждении и дома позволит малышу быстрее справиться с речевыми нарушениями.
(Слайд 2)
Мамы и папы, с трудом преодолев медицинские и педагогические комиссии, чтобы попасть в логопедическую группу, облегченно вздыхают, передавая свое любимое чадо в руки логопеда и воспитателей. Они думают, что на этом их миссия закончена. Но не тут то было! На первом же родительском собрании логопед сообщает родителям (о, ужас) о необходимости выполнять домашние задания и участвовать в коррекционном педагогическом процессе. Многих родителей это воодушевляет на Макаринские подвиги, но встречаются и такие, (я думаю, у всех в практике это бывает, которых это подвергает в уныние. И вот тут многое зависит от умелой организации учителем - логопедом взаимосвязи с родителями.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
(Слайд 3)
В настоящее время в логопедической практике существуют традиционные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Есть и инновационные.
Все формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей условно можно разделить на две группы : это непосредственного воздействия и опосредованного.
К первой группе можно отнести такие формы, когда логопед обменивается с родителями необходимой информацией непосредственно в процессе общения (в личной беседе, на родительском собрании, при сборе анамнестических данных, во время индивидуальной консультации, семинара практикума, проведении открытого занятия и т. д.).
Однако в силу особенностей организации рабочего времени учитель-логопед в большинстве случаев видит родителей эпизодически, а необходимость регулярного информирования родителей возникает постоянно. Поэтому в своей работе логопед использует также опосредованные формы воздействия.
В своей работе в группе компенсирующей направленности я использую различные формы работы с родителями.
(Слайд 4)
Тетрадь для закрепления материала дома. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними рекомендаций, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т. е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренными коррекционно-образовательной программой.
(Слайд 5)
Также закреплению знаний помогают альбомы Натальи Эрнестовны Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» и альбомы упражнений по обучению грамоте Оксаны Степановны Гомзяк «Говорим правильно».
(Слайд 6)
Стенд «Учитель-логопед советует» позволяет мне информировать родителей о графике работы кабинета логопеда, лексической теме недели, размещать различные советы и рекомендации.
(Слайд 7)
Взаимодействие логопеда с родителями через Интернет. В последнее время на помощь специалистам приходит интернет. В Контакте у нас есть закрытая группа, участниками которой являются родители, воспитатели, специалисты. Здесь уже можно не только сообщать сведения о диагностическом обследовании и давать общие рекомендации, но и можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее.
(Слайд 8, 9)
Из форм непосредственного воздействия первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание» или «Групповая консультация». К преимуществам относится групповой характер взаимодействия. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь логопеду, активно включиться в процесс. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Вот пример родительского собрания, на котором проводился тренинг по логопедическим играм. Родители выполняли артикуляционную и дыхательную гимнастику, узнавали игры на развитие фонематического восприятия и на развитие лексико-грамматического строя речи. Например, при помощи мяча можно сыграть с родителями в игры на развитие лексики и грамматики. (Игра с участниками семинара «Один-много», «Слова-наоборот»)
(Слайд 10)
Открытые просмотры организованной образовательной деятельности также являются познавательной и полезной формой взаимодействия. Посещение занятий родителями позволяет им познакомиться с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и развития детей, наблюдать за своим ребёнком «со стороны», за его успехами.
(Слайд 11, 12) Музыка
Интересны родителям и детям совместные мероприятия, имеющие соревновательный характер. Например, Логопедический ералаш. Команды родителей и детей сначала приветствуют друг друга, произнося девизы, выполняют артикуляционную и пальчиковую разминки, а затем выполняют различные логопедические задания. Данные мероприятия всегда проводятся в эмоционально-приподнятом настроении и очень нравятся и родителям и детям.
(Слайд 13)
Вот еще один пример совместной деятельности родителей с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности, семинар-практикум по составлению дидактических синквейнов (это нерифмованные стихи из пяти строк). Родители и дети согласно представленному им алгоритму придумывали стихи и рисовали к ним рисунки.
(Слайд 14)
Вот некоторые образцы составленных на семинаре синквейнов.
(Слайд 15)
Наиболее эффективной, на мой взгляд, является такая форма работы, как «Индивидуальная консультация». На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома. Даты и темы консультаций, рекомендации родителям записываются в журнал взаимосвязи логопеда с родителями.
(Слайд 16)
Цель разнообразных форм совместной работы: добиться тесного и доверительного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения наилучших результатов в коррекционной работе.
Таким образом, разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательную деятельность наиболее востребованной, понятной, интересной и привлекательной для современных родителей.