Анастасия Черноплечая
Проблемы взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, врач, соседи т. д. В первые дни своей жизни ребенок включен в социальное взаимодействие. Прежде, чем ребенок научится говорить, он уже получает первый опыт общения.
Социализация - это процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни.
Публикация «Проблемы взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
К институтам социализации относятся семья, образовательное учреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви.
Для того, чтобы личности начать развиваться и совершенствоваться, необходимо присутствие и влияние других людей, тогда ей нужно приспосабливаться к тому, чтобы исполнять среди людей определенных обязанностей, отвечать за образ своего поведения, за свои поступки и дела.
Современной российской семье присущ ряд тенденций, единых для развитых индустриальных стран мира. В целом семьи находятся в кризисе. В чем он заключается?
1. Семья уже не является твёрдой ячейкой общества, где дети могут спокойно воспитывать детей: много разводов, живут с мачехами или отчимами, либо только с одним родителем.
2. Возросла занятость родителей. Они стали работать больше и на воспитание детей остается очень мало времени. И это время заполняется не самым полезным делом: ТВ и компьютерные игры. Как показывают исследования Гришаевой Н. П., по Москве это время составляет 30 минут в день.
3. Личностные реализации родителей в социуме в ущерб детско-родительским отношениям. Сейчас в обществе большое внимание уделяется престижности вещей, денежного престижа. При этом, когда родители, что у них нет времени, это действительно так.
Вывод: нужно выбрать такие энергоемкие формы взаимодействия, на которые уходит мало времени, но при этом получить какой-то эффект.
4. У родителей нет четких представлений, какие ценности воспитывать у детей. Если спросить родителя, каким они хотят видеть своих детей, подавляющее большинство ответит, что добрыми, здоровыми, хорошими. Но потом добавляют, чтобы были успешными в делах, зарабатывали деньги, имели хорошее образование. Таким образом возникает противоречие в ценностях. Родители не успевают за теми изменениями, которые происходят в социуме. Общественное бессознательное перестраивается гораздо медленнее, чем то, что происходит в обществе. Необходимо прояснить, какие ценности есть в семье. Затем необходимо транслировать, что есть вечные, гуманитарные ценности.
5. Формирование детей происходит в процессе ТВ-смотрения и компьютерных игр. Дети играют в детском саду в то, что видят по телевизору (американские мультфильмы). Часть родителей отметили, что советские мультфильмы дети отказываются смотреть. Рассказать про человека-паука.
6. Проблема традиционной семьи – неполные семьи, бабушки и дедушки, живущие отдельно.
Задача родителей сделать так, чтобы ребенок был психологически здоров и имел развитие социальные навыки. Это первая задача родителей! А вовсе не выучить ребёнка 5 языкам, записать в 10 секций. Ребенка пичкают знаниями, и уже к 1 классу 50% опрошенных детей в Москве (по Гришаевой Н. П.) не хотят идти в школу. Родители совершенно не задумываются о развитии социальных навыков детей. По Гришаевой Н. П., часть родителей считают, что обучение социальным навыком отвлекает от подготовки к школе, не понимая, что все это может прийти, если ребёнок наиграется в дошкольном детстве.
Проблемы взаимодействия семьи и ДОУ.
1. Мы не находим адекватных и современных способов привлечения родителей.
2. Невладение технологиями. В ДОУ есть группа энтузиастов, у которой высокие показатели по работе с родителями, но как только данная группа по каким-то причинам перестает существовать в данном ДОУ, вся работа тут же стопорится. Ели бы технологиями владели и другие педагоги, такой проблемы бы не возникало.
3. Тотальное недоверие к детскому саду. Негативный опыт посещения детского сада самими родителями. Они думают, что им было плохо в детском саду, то и его ребенку тоже будет плохо. При попадании ребенка в детский сад, начинается адаптация. Соответственно, поведение ребенка тоже меняется: он капризничает, становится агрессивным. Это происходит из-за того, что родители не смогли подстроить ребенка под режим дня, меню детского сада, не научили элементарным бытовым навыкам, навыкам взаимодействия со сверстниками. Поэтому, когда мама забирает ребенка,
В данном случае необходимо организовать приветствие родителей пред поступлением ребенка в садик: лекции, беседы, родительские клубы.
4. Хорошая работа педагога. Возникает банальная ревность. Когда авторитет педагога вылезает на первое место. Такого ни в коем случае допускать нельзя. Воспитатель должен детям напоминать о том, поблагодарили ли они свою маму, обняли ли ее и тд. Тогда можно сгладить эти острые углы.
5. Занятие педагогом поучающей позиции. Когда педагог снисходительно, свысока разговаривает с родителем как с несмышленышем. Это, естественно, не способствует установлению доверительных взаимоотношений. Воспитателю необходимо, прежде всего, начать с позитивных моментов, а затем переходить к проблемам и предложить родителям СОВМЕСТНО их решать.
6. Жалобы на детей. Естественно, это не нравится родителям. Группа и дети – это рабочее пространство педагога, и он должен уметь им управлять.
Каковы бы не были причины мешающие эффективному взаимодействию семьи и ДОУ, профессионалы должны уметь находить решения для их преодоления.