Ирина Симонова
Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию детей. Мини-музей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение заместителязаведующего
АУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»
города Радужный
Симоновой И. Б.
в рамках школы ППО
1 Слайд
Не менее значимым критерием образовательного стандарта ДО является взаимодействие ДОУ с родителями. С введением ФГОС предъявляются требования к результату дошкольного образования, к социально-нормативным характеристикам возможных достижений ребёнка. В дошкольном образовании результат неотделим от процесса образования. Поэтому в образовательном процессе важно взаимодействие ребёнка и взрослого (педагогов и родителей).
2 Слайд
Публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию детей, Мини-музей в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В плане реализации требования ФГОС ДО по построению взаимодействия дошкольной Организации с семьями воспитанников для достижения целей полноценного развития каждого ребенка и вовлечения семей в образовательный процесс, организуются разнообразные мероприятия по работе с семьей, направленные на нравственно-патриотическое воспитание. В этих же целях создаются равные условия образования детей дошкольного возраста независимо от социального статуса семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Наш педагогический коллектив находится в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников. Ведётся определенная работа по восстановлению преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, формировании основ национального самосознания и любви к Отечеству, уважении и дружбы между людьми разных национальностей, взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека в обществе в целом.
3 Слайд
В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи.
Формы сотрудничества по патриотическому воспитанию :
- родительские собрания;
- консультации;
- «Дни открытых дверей»;
- семинары;
- совместные праздники, конкурсы;
- творческие выставки декоративно-прикладного искусства;
- презентации слайдов, методической и художественной литературы;
-совместные акции;
- реализация совместных проектов;
- экскурсии;
- оформление стендовой информации;
- анкетирование.
4, 5 Слайд
На Общем родительском собрании мы познакомили родителей с основными направлениями работы. Представили вниманию родителей консультации «Роль семьи в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника», озвучили план совместной работы по данному направлению.
6 Слайд
Педагоги в течение года готовили и проводили групповые родительские собрания по данной теме, собрания проходили в нетрадиционной форме:
- презентации слайдов;
- показ открытых тематических занятий;
- конференция (обмен опытом семейного воспитания, обсуждение, дискуссия).
Председатели групповых родительских комитетов активно посещают заседания Родительского комитета ДОУ. Темы наиболее актуальные в группах выносятся на обсуждение, определяется цель работы, принимается решение.
7 Слайд
Для родителей провели семинар-практикум: «Игра – это серьезно». Педагоги рассказали о значимости игры в нравственном и патриотическом воспитании детей. В практической части семинара родители проявили свою активность и заинтересованность.
8 Слайд
Провели мастер-класс «Творческая мастерская «Северные мотивы». Родители вместе с детьми и педагогами занимались изготовлением национальной куклы народов Севера. Результаты работы расположены в мини-музее ДОУ.
9 Слайд
Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых Дверей», родители имели возможность быть участниками образовательной и игровой деятельности. Мероприятия проходили не только в группах, но и в мини-музее ДОУ, в комнате театрализации, в изостудии, в кабинете художественно-речевой студии.
10 Слайд
В течение года педагоги совместно с родителями провели тематические праздники: «День Матери». Родители принимали активное участие в подготовке к празднику и непосредственно сами были участниками. Совместно с родителями провели праздники: «День народного Единства», цель праздника: формирование толерантности, уважение к народам разных национальностей проживающих на территории Российской Федерации. «День рождения Югры», родители вместе с детьми делились знаниями о земле Югорской, о природных богатствах, о профессиях необходимых для нашей местности.
11 Слайд
Родители принимали участие в проектной деятельности: тематические занятия с бисером, шитье хантыйских кукол, оформление альбомов, буклетов, изготовление плакатов «Моя Югра».
12 Слайд
Активно проявили себя родители в проекте-конкурсе «Мисс Росинка». Совместно с детьми и педагогами подготовили конкурсы, презентации слайдов и плакатов, кулинарных изделий, продумали итоговые номинации. Вместе с детьми защищали творческие проекты.
13 Слайд
Родители принимают участие в проведение совместных экскурсий в:
- эколого-этнографический музей города,
- в городскую библиотеку.
События экскурсии родители отражают в фото и видео репортажах, делятся и размножают для всех семей, оформляют буклеты.
14 Слайд
Также прошло тематическое занятие совместно с родителями «Моя семья». Родители вместе с детьми защищали презентацию «Моё семейное древо». Родители проявили смекалку, творчество, оригинальность оформления.
15 Слайд
Родители принимали участие в совместных творческих выставках:
- «Песочная фантазия» (картины из песка);
- «Из скорлупы грецкого ореха»;
- «Семейное древо»;
- «Мой друг с усами и хвостом» (фото);
- «Я люблю свою лошадку» (фото);
- «Чудо-глина»;
- «Мой папа» (армейские фото);
- «Портрет любимой мамы».
16 Слайд
Для профессиональной компетенции родителей в области патриотического воспитания детей педагоги ежемесячно обновляют информационные стенды в ДОУ, размещают на сайте ДОУ консультации, рекомендации, презентации слайдов, фотографии. Особой популярностью у родителей пользуется слайд презентация «Один день из жизни группы».
17 Слайд
Работа в ДОУ строится при тесном сотрудничестве коллектива с родителями воспитанников. Данный вид работы претворяет в жизнь требования стандарта по особенностям построения образовательного процесса, предполагающего создание социальной ситуации развития для каждого воспитанника, взаимодействие взрослых с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности с учетом интересов и возможностей каждого ребенка.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания
18 Слайд
В нашем детском саду на протяжении 10 лет функционирует мини-музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает положительные результаты в нравственном и патриотическом воспитании дошкольника – будущего гражданина.
Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их воспоминания, проведение досугов, праздников, экскурсий, тематических занятий.
19 Слайд
Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, округа, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Мы стремимся, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни.
20Слайд
Экспонаты музея распределены в соответствии с их тематикой и назначением по блокам:
• «Родной город» : история города (фотоматериалы, книги, альбомы, буклеты, символика города, краткие описательные тексты, священные места, любимые места горожан.
21 Слайд
• «Декоративно-прикладное искусство» : изделия ручной работы (вышивки, предметы из бересты, вязаные вещи, шкатулки из дерева, предметы из керамики.
22 Слайд
• «Из истории прошлого» : Старинные предметы (самовары, швейные машинки, камин, фотоаппараты, часы, доска стиральная, ступка, набор кухонных досок).
23 Слайд
• «Наш край - Югра» : чум, ханты-кукла, куклы народов севера, предметы одежды и украшений; книги, буклеты; материалы по ознакомлению с профессией нефтяник, материалы по ознакомления с природой края.
24 Слайд
• «Россия – Родина моя» : геральдика СССР, геральдика Российской Федерации, портрет президента, премьера, губернатора ХМАО-Югры, глобус, книги, альбомы, буклеты)
Также в музее расположены материалы сделанные руками детей, родителей и педагогов ДОУ.
25 Слайд
Музейная педагогика имеет важное значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. И коллектив ДОУ определил что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательныхотношений. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.