ольга давыдочкина
Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Автор: Давыдочкина Ольга Анатольевна, воспитатель МДОУ - детский сад №4 «Светлячок», г. о. Серпухов Московской области.
Автор: Макарова Светлана Валериевна, воспитатель МДОУ - детский сад №4 «Светлячок», г. о. Серпухов Московской области.
Аннотация
Публикация «Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста» размещена в разделах
Ранний возраст, очень важный и ответственный период жизни ребенка. Именно в это время ребенок начинает посещать детский сад. У него начинается период адаптации. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Ключевые слова: дети, ранний возраст, детский сад, адаптационный период, родители, взаимодействие.
Ранний возраст, очень важный и ответственный период жизни ребенка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе и о других, об окружающем мире. Именно в это время ребенок начинает посещать детский сад. У него начинается период адаптации. Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Ребенок из семейной обстановки попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций, расстройство сна и аппетита и т. д. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
В нашем детском саду взаимодействие с родителями является одним из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе. Шагая в ногу с современными образовательными новшествами, нами используются новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения и развития своего ребенка.
С 2019 года в нашем дошкольном учреждении реализуется инновационный проект «Страна взаимопонимания», который направлен на оказание психолого-педагогической поддержки и консультативной помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, в том числе родителям, чьи дети получают дошкольное образование в семье.
Проект состоит из модулей, одним из которых является модуль «Первые дни в детском саду».
Цель: оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
• преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в период адаптации к детскому саду;
• формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;
• способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.
Так в рамках проекта нами ежемесячно для детей и их родителей разрабатывается материал по всем образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материал размещается на официальном сайте детского сада, в форме консультаций, мастер-классов (для родителей) и презентаций (для детей, это позволяет более подробно ознакомиться с образовательным процессом, особенно это полезно в адаптационный период.
Известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Исходя из этого все презентации (для детей) построены в виде игр, с учетом возрастных особенностей детей, но поскольку дети еще маленькие игры требуют участия взрослых. С помощью игр родители могут больше узнать о своем ребенке, о его способностях, интересах, что позволяет больше сплотить родителей с детьми.
Презентации содержат крупные и понятные для ребенка раннего возраста рисунки, фотографии, анимация и звуковые эффекты, что позволяет развивать у детей познавательную активность, любознательность, речь, творческие способности, воображение, мелкую моторику рук, а самое главное, что дети во время игры получают эмоционально - положительный настрой.
С помощью проекта «Страна взаимопонимания» мы смогли достичь поставленных изначально задач:
• оказание психолого-педагогической поддержки и консультативной помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, в том числе родителям, чьи дети получают дошкольное образование в семье;
• находясь в отпуске или на больничном родители имеют возможность получать воспитатено-образовательные услуги;
• совместная деятельность, общение родителей и ребенка;
• эмоционально положительный настрой у ребенка и родителей;
• повышение психолого-педагогической компетенции родителей и т. д.
Еще одной инновационной формой взаимодействия с родителями является использованием различных мобильных приложений и социальных сетей. Из опыта своей работы мы наблюдаем, что интерес родителей к материалам, размещенным в информационных уголках, папках-передвижках с каждым годом ослабевает. Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по разнообразным темам, например: что такое адаптация, о том, чем помочь своему ребенку в этот непростой период, что должен уметь ребенок в раннем возрасте, кризис трех лет и т. д. Исходя, из этого нами было принято решение о создание группы в мессенждерах и социальных сетях.
К преимуществам использования данной группы во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:
• возможность быстро доводить информацию до родителей;
• возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.
• возможность оперативно получать обратную связь от родителей;
• возможность вносить информационные изменения и дополнения;
• возможность демонстрировать документы в различных форматах: фото, видео аудио;
• возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
• возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю.
К недостаткам, можно отнести:
• в чат группы родители могут писать ночью и рано утром, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета и т. д.
Чтобы вышеперечисленного не происходило, нами для родителей были созданы памятки по правилам поведения в социальных сетях.
Работа с родителями с использованием интерактивных технологий продолжается, но уже сейчас можно сделать следующие выводы:
• Интерактивные формы взаимодействия с родителями позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, фотографии, видео с фрагментами занятий, игровой деятельности или интересными моментами из жизни детей в детском саду.
• Благодаря инновационным технологиям родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада, участвуют в предложенных мероприятиях, конкурсах, выставках, акциях, что сплочает детей, родителей и детский сад.
Таким образом, использование интерактивных форм работы с родителями помогают нам достичь поставленных изначально задач, но важно помнить, что никакие инновационные технологии не заменят ценности человеческого общения.
Список использованных источников
1. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М. : "Буки-Веди", 2013. - С. 41-42.