МААМ-картинки

Рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком с учетом его типа темперамента

Кечина Анастасия
Рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком с учетом его типа темперамента
▼ Скачать + Заказать документы

Темперамент - это индивидуальный набор черт личности, который определяет стиль поведения, реакции на различные ситуации, способность к адаптации и коммуникации с окружающим миром.

Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно, но немногие свойства проявляются с первых дней жизни. К первым признакам проявления темперамента у нормального здорового ребенка можно отнести то, сколько и как он кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстры сосательные движения, какова степень координированности первых спонтанных движений.

В процессе взросления такие показатели, как заинтересованность определенным видом деятельности, быстрота запоминания и восприятия, умение сосредотачивать внимание, серьезность интересов, подходящая скорость деятельности, глубина психических процессов и прочее находятся под влиянием темперамента.

Еще с детского сада детей можно разделить на группы с различным темпераментом. Они характеризуются по-разному и среди них можно выделить: сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

Каковы же особенности детского темперамента и эффективные способы взаимодействия с детьми каждого типа в отдельности?

Сангвиник. Такой ребенок обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там, как дома. Они быстро засыпают и легко просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот.

Благодаря тому, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен легко переключаться с одной деятельности на другую. Иногда это качество играет положительную роль, но иногда оно может обернуться и отрицательной стороной: ребенок имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Поэтому одной из основных задач воспитания ребенка – сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.

Рекомендации по воспитанию ребенка-сангвиника:

1. Основным подходом в воспитании ребёнка – сангвиника является принцип, который условно можно назвать “доверяй, но проверяй”. Этот милый ребёнок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.

2. Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнения работы! Например, не разрешайте приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый. Предложите ребёнку плохо выполненную работу сделать заново: "Что-то мы с тобой кляксы по всему рисунку не заметили! Попробуй ещё раз дождик мелкий-мелкий нарисовать".

3. Не ругайте ребёнка за несобранность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его: "Как ты аккуратно провёл тонкие линии кисточкой", "Давай-ка, мы тобой вместе сложим кубики в коробку, пусть спокойно спят", "Поиграл, машинам пора в гараж, а нам гулять".

Для развития устойчивости внимания собирайте с малышом пазлы, читайте книги и т. д.

4. Снисходительность к мелким на первый взгляд нарушениям правил порядка (разбросал карандаши, не сложил игрушки, бросил куртку) и отсутствие контроля способствует разрушению полезных привычек у малыша-сангвиника. Ему нужен постоянный доброжелательный контроль, подсказка, напоминание.

5. Важно воспитывать у малыша устойчивые привязанности и интересы. С малых лет учите ребёнка внимательно относиться к ровесникам, радоваться появлению знакомого ребёнка, играть с ним, разговаривать, дружить. Новые знакомства сангвиника не должны вытеснять его прежние привязанности.

6. Хвалите заслуженно, так как сангвиник имеет место склонность к зазнайству.

Знаменитые представители сангвинического темперамента: Моцарт, М. Ю. Лермонтов, Наполеон.

Холерик. Ребенок с данным типом темперамент имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу.

Рекомендации по воспитанию ребенка-холерика:

1. Основным подходом в воспитании ребёнка – холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела.

2. Не запрещайте ребёнку быть активным. Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана холерику природой, должна быть использована. Предложите малышу спортивные упражнения – плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы, катание на велосипеде, скейте, роликовых коньках – это занятия для маленького холерика. Ребенку необходимо большое жизненное пространство.

3. Как это не покажется странным, "неутомимый" холерик нуждается в особо щадящем режиме. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка, особенно вечером, ближе ко сну.

4. У детей – холериков от природы слабый тормозной процесс, поэтому их не следует корить за чрезмерное возбуждение, они не услышат слов. Здесь уместны шутки и юмор. Лучше помочь обуздать возбуждение, предложив ребенку другое, интересное и спокойное дело.

5. Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби. Используйте настольные игры – лото, конструирование, выпиливание, оригами, вышивание, рисование. Словом, все, что нравится вам и ребенку, увлекает вас обоих и требует времени и сил, а значит, усидчивости, сосредоточенности.

6. Маленькому холерику трудно выполнять правила общения с другими детьми: говорить спокойно и не глотать слова, считаться с желаниями друзей, уступать, не лезть вперед, ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя подсказку напоминание, одобрение, замечание.

7. Малыша – холерика трудно остановить, увести, успокоить, уложить спать. "Сильные меры" – окрики, угрозы, шлепки, дёргания за руку – недопустимы вообще, а к маленькому холерику тем более. Они только усилят напряжение и возбуждение ребёнка. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, строгое, тактичное требование.

Знаменитые представители холерического темперамента: А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Пётр I.

Флегматик. Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно - печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Рекомендации по воспитанию ребенка-флегматика:

1. Основным подходом в воспитании ребёнка – флегматика является принцип, который условно можно назвать “не торопи”. Помните о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени. Такой сильный раздражитель, как крик – затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопиться, ребенок замирает.

2. Важно набраться терпения и с малых лет учить флегматика приемам одевания, умывания, ухода за игрушками, книгами.

3. Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности. Призовите на помощь песочные часы, будильник – ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания.

4. Обязательно хвалите даже за незначительное проявление расторопности и быстроты.

5. Учите ребёнка рационально распределять время. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться. Флегматику трудно приступить к делу и трудно его закончить.

6. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры. При этом важно помнить, что развивать подвижность и активность надо постепенно, учитывая возможности малыша, наращивать темп, не торопясь.

7. Пытайтесь развивать любознательность ребёнка: читайте с ним интересные познавательные книги, посещайте выставки, музеи, обсуждайте полученную информацию.

8. Чтобы ровность и спокойствие, свойственные флегматикам, не превратились в безразличие и неспособность сопереживать, развивайте творческое воображение, фантазию ребенка, занимайтесь музыкой, вышиванием, лепкой и рисованием.

9. Хорошо бы вашему флегматичному малышу подружиться с подвижным ребенком.

Знаменитые представители флегматического темперамента: М. И. Кутузов, И. Крылов.

Меланхолик. Обладатели этого тип темперамента легко ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Рекомендации по воспитанию ребенка-меланхолика:

1. Основным подходом в воспитании ребёнка – меланхолика является принцип, который условно можно назвать “не навреди”.

2. Помните о том, что ребёнок – меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче, чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.

3. У маленького меланхолика обязательно должен быть в семье человек (мама или папа, бабушка или дедушка, сестра или брат, наконец, домашнее животное, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание.

4. При взаимодействии с меланхоликом важен щадящий режим и принцип постепенности. Пока малыш маленький, сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, большое количество игрушек, резкий и громкий шум. Ребенок не переносит сильных раздражителей! Постепенно приучайте ребенка активно действовать с новой игрушкой; спокойно реагировать на источник шума, и не бояться его; спокойно, без тревоги наблюдать за появлением нового человека, отвечать на приветливые слова.

5. Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях – это провоцирует развитие серьёзных комплексов.

6. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса.

7. Стрессовой для ребёнка – меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

8. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости, общительности, стимулируйте малыша к проявлению инициативы

9. Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку – меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

Знаменитые представители меланхолического темперамента: Н. В. Гоголь, П. И. Чайковский, Шопен.

В заключение важно отметить, что в «чистом» виде типы темперамента встречаются нечасто. Обычно в промежуточном или смешанном виде. Также, в дошкольный период характеристики темперамента таятся за возрастной импульсивностью и ослабленной нервной системой (что с возрастом исправляется). Однако, разгадав ведущий тип темперамента ребенка, можно подобрать соответствующие методы и приемы воспитания, чтобы не навредить малышу.

Публикации по теме:

Рекомендации из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителямиРекомендации из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителями Предлагаю вашему вниманию некоторые советы из опыта составления перспективного планирования работы по взаимодействию с родителями. " План,.

Фотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть третьяФотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть третья Продолжаю рассказывать о деятельности лагеря семейного типа этим летом в Абхазии, так как предложить это материал в одной публикации.

Фотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть втораяФотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть вторая Продолжаю рассказывать о том, как проходил отдых для детей и их родителей в лагере семейного типа. Организаторы загодя ищут место, где.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком с учетом его типа темперамента
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 14:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком с учетом его типа темперамента» (включая файлы) размещена пользователем Кечина Анастасия (УИ 3510334) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД