Светлана Бестужева
Взаимодействие родителей в контексте ФГОС по здоровосбережению детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
веры в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения, в том числе и детей. Проблема детского здоровья является главной задачей как самого государства,так и системы образования в целом. Так ФГОС ДО предусматривает :
Публикация «Взаимодействие родителей в контексте ФГОС по здоровосбережению детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей через использование систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС.
Одним из приоритетным направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них осознанного отношения к собственному здоровью. Как известно развитие и воспитание ребенка во многом зависит от окружающих взрослых и от того, какой пример положительный или отрицательный они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, я разработала систему работы с воспитанниками и их родителями по приобщению к здоровому образу жизни.
Цель моей работы: воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка, путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная детско - родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, при которой взрослые будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.
Совместную работу с семьей строю на принципах:
-добровольности;
-компетентности методов психолого-педагогического воздействия (нетрадиционные формы)
-единства (обследование уровня развития и и состояния здоровья, определение перспективы физической подготовленности каждого ребенка и группы)
-системности ( охват всех сторон физического воспитании: оптимизация двигательной активности, развитие двигательных навыков, психофизических качеств)
-преемственности (поддерживание связей между возрастными категориями, учет развития и состояния здоровья)
-индивидуального подхода к каждому ребенку и семьям.
В ходе взаимодействия с родителями воспитанников решаются следующие задачи:
- создать систему взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом на основе открытости ДОУ;
-максимально использовать имеющиеся ресурсы: образовательные и материально- технические.
-формировать жизненно необходимые навыки в соответствии с индивидуальными особенностями.
-обеспечивать физическое и психическое благополучия.
-формировать у детей систему знаний о собственном теле, здоровом образе жизни.
Решение этих задач возможно лишь при условии систематичности, открытости, целенаправленности заинтересованного и активного партнерства воспитателя и родителей.
В процессе систематической направленной работы с родителями я использую наиболее распространенные формы:
Родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, проводимые мною помогают родителям решить проблемы со здоровьем детей, вооружить их теоретическими знаниями и практическими умениями.
Пропаганда здорового образа жизни, необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима – такие темы постоянно затрагиваются мною при встречах с родителями.
На собрании по теме «О здоровье в серьез» родители познакомились с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в группе. Вниманию присутствующих была представлена презентация нетрадиционных оздоровительных методик (приемы релаксации, точечного массажа, упражнения для снятия зрительного утомления.
Семинары-практикумы на темы здоровья стали традицией в моей группе. Так на одном из них «Роль закаливании в развитии детей» был представлен практический и наглядный материал по знакомству с методикой закаливания по каждому возрасту. А обмен знаниями и умениями среди родителей помог выявить положительный опыт закаливания в конкретных семьях. Многие поделились системой своего оздоровления, оценили её результативность.
Консультация по теме: «Наша спортивная семья» вызвала живой отклик среди присутствующих. Результатом стало знакомство родителей с новыми формами и методами физического воспитания в семье.
Постоянно провожу обучение родителей самостоятельному проведению утренней гимнастики, подвижных игр в помещении и на улице; познакомила с содержанием физических упражнений через практические действия детей и одновременно продемонстрировали методику воздействия на них, пробуждения.
Практикую приглашение родителей на различные занятия, включая физкультурные, совместное участие взрослых и детей в проведении соревнований, подвижных игр и эстафет под руководством воспитателя и специалистов. Привлекаю к участию в семейных встречах не только родителей, но и бабушек, дедушек, старших или младших братьев и сестер.
Чтобы повысить компетентность родителей в вопросах оздоровления детей, в группе создан уголок «Физической культуры» где оформлены памятки, беседы по теме: «Формирование здорового образа жизни у ребенка», «Я здоровым быть хочу- сам себе я помогу», памятки-инструкции по теме: «Быть в движении –значит укреплять здоровье», «Будь здоров малыш», папки, по профилактике различных заболеваний, советы по организации питания и досуга ребенка, разработаны комплексы утренних гимнастик, картотека подвижных игр, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения. Я даю рекомендации по применению данных упражнений с детьми в домашних условиях, например при просмотре телепередачи более 20 минут, уместно сделать гимнастику для глаз.
При изучении вопросов физического воспитания в семье я провела анкетирование по теме: «Какое место занимает физкультура в вашей семье», по результатам которого я условно разделила родителей на три группы :
1-я группа- это родители, недооценивающие знания физического воспитания, не уделяющие внимания этому вопросу;
2-я группа- родители. Разделяющие взгляды на воспитание у детей здорового образа жизни, но им не хватает знаний, опыта, свободного времени;
3-я группа - родители, которые с удовольствием занимаются с детьми физической культурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Такие родители- опора по физической культуре в работе с семьями детей.
Для вовлечения родителей 1-й и 2-й группы в физкультурно- оздоровительную деятельность я наметила пути. А также разработала проект «Здоровая семья», целью которого было привлечь родителей, пропагандировать здоровый образ жизни, привить любовь к физическим упражнениям.
Помимо традиционных форм работы с семьей, я использую и инновационные формы проектная деятельность. Презентация на тему «Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения»
В своей работе я использую разнообразные развивающие оздоровительные формы работы с семьями, такие как недели Здоровья, Дни Здоровья - это способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей, повышению активности родителей в проведении совместных оздоровительных мероприятий с детьми. Ведь только здоровый ребенок жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми. А это залог успешного развития личности, формирование привычки и потребности в здоровом образе жизни.
В моей группе мною и родителями регулярно пополняется предметно-развивающая среда по физическому развитию дидактическими играми и наглядным материалом таким как: рассказы по картинам «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Расскажите детям об олимпийских чемпионах, об олимпийских играх. По совместно выработанной программе оздоровления родители принимают участие в изготовлении принадлежностей для закаливания (варежки для сухого растирания, нестандартного оборудования для занятия физкультурой в группе и на спортивной площадке.
Также вниманию родителей предлагаю картотеку подвижных игр составленную с учетом возрастных особенностей детей, картотеку физминуток, картотеку дыхательных упражнений, пальчиковых игр. Картотеки храниться в физкультурном уголке, где родители могут братье домой, чтобы подробно ознакомится с предлагаемым материалом.
Таким образом можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна,даже самая лучная физкультурно-оздоровительная программа не может дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. И в заключении можно сказать, что семья и дошкольное учреждение-два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Вся вышеперечисленная используемая комплексная система оздоровления детей уже принесла определенные результаты. По сравнению с предыдущим годом заболеваемость детей в моей группе снизилась почти в два раза. Сократилось и число болезней у часто болеющих детей.
Но самое главное, чего я достигла в проделанной работе, это то, что родители в корне сменили свое отношение к физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье. В выходные и воскресные дни родители ходят с детьми на прогулки, на природу, стараются вовремя укладывать детей спать, соблюдают время просмотра детьми телепередач. Серьезное внимание уделяют выполнению режима и воспитанию гигиенических навыков.