Светлана Радянская
Взаимодействие родителей и педагогических коллективов как предмет договора о формировании новой модели воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью МБДОУ.
Публикация «Взаимодействие родителей и педагогических коллективов как предмет договора о формировании новой модели воспитанников ДОУ» размещена в разделах
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены с учетом задач МБДОУ, интересов и потребностей родителей, возможностей педагогов. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в МБДОУ решается в следующих направлениях:
– работа с коллективом МБДОУ по организации взаимодействия с семьей;
– повышение педагогической культуры родителей;
– вовлечение родителей в управление МБДОУ через их участие в работе управляющего Совета, родительского комитета, родительского собрания;
– профилактическая работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей;
– выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы;
– защита прав ребёнка;
– привлечение родителей к участию в субботниках, в подготовке к летнему оздоровительному периоду, ремонту детского сада.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
– объединить усилия для развития и воспитания детей;
– создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
В последнее время общество испытывает постоянно растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс:
– тематические родительские собрания, практикумы, семинары;
– работа консультативного пункта (для родителей (законных представителей) и детей не посещающих детский сад);
– тематические выставки рисунков, поделок;
– участие в совместных конкурсах на уровне МБДОУ, на муниципальном и региональном уровнях.
Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса
Одной из форм вовлечения семьи в образовательный процесс является проведение Дня открытых дверей в МБДОУ. Родители 1 раз в год имеют возможность:
– принимать участие в образовательном процессе,
– знакомиться с жизнью детского сада.
– включаться в общение и деятельность детей и педагогов.
– принимать участие в играх, непосредственно образовательной
деятельности.
– знакомиться с традициями МБДОУ.
Данные формы работы способствуют единению, партнерству детей, родителей и педагогического коллектива.
Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов.
На уровне МБДОУ:
Выставка рисунков:
– "Осень золотая",
– "Мамины умелые руки",
– "Елочка нарядная",
– "Папа, мама, Я – спортивная семья",
– "Осторожно - огонь",
– "Внимание дорога",
– "Мой любимый детский сад",
– "Здравствуй, зимушка-зима",
На муниципальном уровне: принимали участие в городских выставках, конкурсах, фестивалях, таких как «Фабрика игрушек Деда Мороза», «Пасхальный перезвон», «Народные жемчужины», «Сказки красивого сердца», «Веселые старты», «Искорки Тамбовщины».
На региональном уровне – «Дорога глазами детей», «Сказки красивого сердца».
В работе с родителями используются электронные средства коммуникации. В сети ИНТЕРНЕТ создан сайт нашего детского сада. Основным мотивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача - активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через информационные технологии.
Работая многие годы в направлении сотрудничества с родителями, тем не менее, мы не можем сказать, что исчерпали все свои ресурсы, поэтому мы наметили следующие задачи сотрудничества с родителями :
1. Активизировать работу с родителями через электронные средства.
2. Совершенствовать работу с родителями детей, посещающих консультативный пункт.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что родители дошкольного учреждения, являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых в детском саду.
В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении разного рода проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Литература:
1. Зверева О. Л. Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» /Методический аспект/ – М, 2005 г.
2. Давыдова О. И. Богословец Л. Г., Майер А. А. «Работа с родителями в ДОУ» – М., 2005 г.
3. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» / автор-сост. : Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. – М., 2004 г.
4. Баринов Т. М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести/ под ред. Е. М. Кокорева. Магадан 1993г.
5. Волжина О. И. «Аксиологическая концепция семьи»/Мир образования – образование в мире/ 2001 г. № 4
6. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.
7. «Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения» ред. кол. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова. Ставрополь 1997 г.