Наталия Быкова
Взаимодействие педагогов с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение, обеспечивающее личностное развитие. Семейное воспитание для ребенка – это источник общественного опыта. Именно поэтому формирование культуры здорового образа жизни должно проводиться в тесном сотрудничестве семьи и педагога.
Основы здоровья ребенка закладываются в семье. А недостаточное количество знаний в семье о физическом воспитании оборачиваются для ребенка соматическими и нервно - психологическими заболеваниями. Поэтому, решить столь сложную проблему сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях возможно лишь при активном взаимодействии с семьей и окружающим социумом, обеспечив тем самым условия формирования здорового образа жизни каждого воспитанника[2].
Публикация «Взаимодействие педагогов с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых людей, направленная на введение детей в пространство культуры, постижения её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Однако, трудности во взаимодействии с родителями начинаются уже с момента определения сути понятия «здоровье», путей и средств его сохранения.
Большинство родителей (82%, как показало исследование Грядкиной Т. С., рассматривают здоровье только как отсутствие [1]. Поэтому и эффективные средства для его укрепления видят в рациональном питании, закаливающих процедурах, лечебных мероприятиях, посещении спортивных секций.
Педагоги же в своей деятельности руководствуются материалами Всемирной организации Здоровья, определяя «здоровье», как «состояние физического, душевного и социального благополучия», а понятие «здоровый образ жизни» рассматривают, как «вид жизнедеятельности, способствующий укреплению и сохранению здоровья».
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому, педагоги ДОУ должны оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
Прежде, чем начать работу по взаимодействию с родителями о вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников, в подготовительной группе «Светлячки» МБДОУ №8 «Сказка» г. Гуково, было проведено анкетирование, с целью определения сферы интересов у родителей, их отношения к данной проблеме.
Полученная из анкет информация позволила конкретизировать содержание работы с семьей по здоровьесбережению. На основе анализа определились задачи работы с родителями:
1. повышение компетентности в вопросах ЗОЖ;
2. повышение педагогической культуры родителей;
3. привлечение родителей к активному участию в решении организационных задач, определение единых подходов в воспитании здорового образа жизни дошкольников;
4. поиск новых эффективных форм сотрудничества РОДИТЕЛИ-ДОУ, РЕБЕНОК-РОДИТЕЛИ-ПЕДАГОГИ.
Для реализации поставленных задач в группе «Светлячки» был составлен перспективный план работы с родителями, включающий различные её формы.
Наряду с уже используемыми традиционными формами работы (консультации «Физкультурный уголок дома», «Воспитание основа здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка»; физические досуги «Спортивный КВН», «Мой веселый звонкий мяч», «Семейные старты»; праздники; родительские собрания) традиционным стало проводить «Дни здоровья».
Кроме этого, практикуем и нетрадиционные формы работы с семьёй :
• семинар – практикум «Здоровье детей в наших руках», «В здоровом теле здоровый смех»;
• Интерактивная игра «Остров сокровищ»;
• фотовыставка «Путешествие в страну здоровья»;
• выставка спортивного оборудования;
• познавательно – оздоровительный проект «Будь здоров!»;
• оформление стенда «Уголок Айболита».
Перспективный план был успешно реализован, но итоги подводить пока еще рано. Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, сочетающая разные формы работы с родителями, рассчитана не на один год, но уже сейчас стало явным, что у родителей изменилось отношение к физической подготовке, сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Основа счастья – здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Грядкина Т. С. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников. – СПБ. : Детство: педагогический альманах №1РГПУ им. Герцена А. И., 1998. – с. 81-88.
2. Чекунова Е. А., Колодяжная Т. П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. М. : учебно-методическое пособие, 2010. - с. 101).