Ольга Мелехова
Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность достижения задач в воспитании, обучении и развитии ребенка во многом
определяется
уровнем педагогической
компетентности
родителей,
а
также
эффективного взаимодействия дошкольного
учреждения
и
семьи. Процесс
взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном
Публикация «Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно- эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
деле воспитания и развития дошкольников. Для того, чтобы он был полезным и интересным,
необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на
достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и
семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи :
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных
видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в
дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах художественно-эстетического
развития детей.
5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к
поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку
определённый социальный опыт. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и
равноответственными участниками образовательного процесса.
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за
воспитание детей несут ответственность родители. А все остальные социальные институты
призваны поддерживать и дополнить их воспитательную деятельность.
И семья и детский сад дают ребенку социальный опыт. Мы не останавливаемся на
достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, стремимся к тому,
чтобы родители понимали, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего
ребенка. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков
мир, который он создает вокруг себя.
Поэтому свою работу мы должны планировать и реализовывать с учетом позиции
сотрудничества с родителями в процессе развития детей. Ведь только вместе можно добиться
высоких результатов в развитии детей.
Вашему вниманию предлагается вариант вовлечения родителей в совместную деятельность
ДОУ по следующим направлениям.
1. Наглядно-информационное
направление
дает
возможность
до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить
о родительских обязанностях и ответственности. Включает в себя:
родительские уголки;
папки – передвижки;
семейные и групповые альбомы;
фотовыставки;
семейный вернисаж.
донести
тактично2. Информационно-аналитическое
направление
представляет
собой
ведение
официального сайта детского сада в сети Интернет, где содержится информация
для родителей : о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных услуг.
Педагогам рекомендуется вести страницу группы, либо страницу педагога, где
отражаются темы недели, результаты пройденной темы, а также актуальные консультации
для родителей.
Данное направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.
3.
Познавательное направление предусматривает получение знаний
в вопросах
воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы,
обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства,
что помогает делать родителей действительно равноответственными участниками
образовательного процесса.
К познавательному направлению относятся:
мастер-классы;
совместные организованные занятия;
совместные проекты (дети-родители-воспитатели)
круглый стол;
семейный клуб.
4. Досуговое направление в работе с родителями считается самым востребованным,
полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое
совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка,
трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это
делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но
и с родительской общественностью в целом.
Виды досуга:
совместные досуги;
праздники;
кукольные и театрализованные представления;
организация творческих выставок семейных работ.
Наиболее интересной активной формой взаимодействия являются мастер-классы. Каждый
мастер-класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в
целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Популярной формой стало проведение открытых занятий для родителей. Родители активно
посещают открытые занятия и совместно вовлекаются в образовательный процесс.
В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о
содержании работы с детьми, услугах, оказываемых платными кружками.
Ещё одна интересная форма работы с родителями организация творческих выставок
семейных работ. Целью организации выставок является побуждение родителей к совместной
творческой деятельности с детьми. Данное направление позволяет родителям совместно и
организованно участвовать в образовательном процессе. Такие формы работы сближают детей
и родителей друг с другом, и учат пониманию и доверию. От участия родителей в творческих
выставках семья становится более сплоченной. Дети с уважением смотрят на своих родителей.
Педагоги в свою очередь имеют возможность узнать более сильные, и слабые стороны семей.
И способствовать развитию тем семьям, которые в этом нуждаются.
Таким образом, взаимодействию детского сада и семье по вопросам художественно-
эстетического воспитания необходимо уделять достаточное внимание с учетом комплексного
подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому
идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и
активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.