Алёна Болдырева
Взаимодействие педагога с детьми согласно требованиям ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога с детьми согласно требованиям ФГОС ДО
п. 3.2.1. ФГОС ДО относится непосредственно к педагогам. Давайте рассмотрим основные требования, изложенные в данном пункте документа, касающиеся непосредственно взаимодействия педагога с детьми и постараемся определить конкретные действия педагога с целью реализации этих требований.
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
Что делать педагогу :
Публикация «Взаимодействие педагога с детьми согласно требованиям ФГОС ДО» размещена в разделах
• тон (естественный, как «со взрослым»);
• не «принуждение, сила», а «договор»;
• речевые формулы: «возможно, будет трудно, но я верю…»;
• «авансированная» похвала: «ты же у нас молодец, умница…»
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, соотносить игровой мотив с возрастом;
Что делать педагогу :
• уметь реагировать на протестные реакции (кризис «Я сам», эмоциональное состояние, связанное с переживаниями и др);
• разные виды деятельности с целью «притушить» холериков, и стимулировать меланхоликов (игровой прием, просьба);
• в младшем возрасте использовать игровые мотивы, в старшем игровые остаются, но преобладают социальные.
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающие социальную ситуацию его развития
Что делать:
выяснить поле интересов каждого ребенка;
использовать речевые формулы «Я знаю, Мишу это очень интересует…», «многие ребята в нашей группе – Аня, Женя, Слава – уже много знают об этом…»;
использование современных технологий («Проблемные ситуации», «Технологии эффективной социализации» Н. Гришаевой)
рефлексия деятельности с опорой на значимые для ребенка моменты
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
Что делать:
• использовать сотрудничество, соревновательный метод;
• стимулировать (но не настаивать) выполнение игровых заданий совместно с партнером;
• правильно реагировать на «ябедничество», не «сталкивать детей лбами», всегда прояснять ситуацию («Ковер дружбы», «Коврик примирения»).
• использовать Метод проблемного диалога или совместное решение проблемных ситуаций: («Что же делать? Как вы считаете? Как, по-вашему мнению, нужно поступить? Как может быть)
тактичное разрешение конфликтов (главная задача взрослого — помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.
Всегда помнить о презумпции правоты ребёнка («По-твоему, это правильно? Попробуй убеди»)
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности
Что делать:
иметь в группе свод «детских законов»;
в проблемных ситуациях не давать детям готовые решения, а стимулировать к самостоятельному поиску решений. При этом использовать вопросы «Что делать? Как делать? С чего начать? Что нам нужно? Как ты думаешь? Как будет?»;
обратная связь на высказывание ребенка (кивок, подмигивание, улыбка, слово);
использование речевых формул «интересно, здорово, может быть, хорошая идея, неплохой вариант» и т. д. ;
выбор нужного (эффективного) варианта детьми доступным им способом;
дать детям возможность делать ошибки, «набить шишку»;
предлагать, а не навязывать помощь (свою, ребят группы).
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Что делать:
допустить лично для себя, что ребенок МОЖЕТ НЕ ЗАХОТЕТЬ чего-то;
создавать вариативность средств (не каждому на стол что-то одно, а много всего на один общий стол);
дать возможность выбирать партнеров по игре, другой деятельности. если ребенок не хочет или не умеет играть с другими детьми, то станьте ему РАВНОПРАВНЫМ партнером.
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия
Что делать: не только знать самим, но и быть «адвокатом» ребенка перед другими, пока незнающими, как правильно делать и как делать нельзя.