Папки-передвижки

Взаимодействие логопеда и воспитателей

Горенская Алина Геннадьевна
Взаимодействие логопеда и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие логопеда и воспитателей

В нашем дошкольном учреждении функционируют логопункт компенсирующей направленности для детей с проблемами в речевом развитии. Работа с детьми, имеющими нарушения речи, осуществляется по «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

Публикация «Взаимодействие логопеда и воспитателей» размещена в разделах

Основная цель данной программы – построение системы коррекционно-развивающей работы детского сада для детей с ОНР и ФФНР, предусматривающая полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.

Нами были определены функции логопеда и воспитателя :

Функции логопеда :

• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.

• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Коррекция звукопроизношения.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

• Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

• Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Развитие психических функций.

С 1 по 15 сентября обследовала детей, зачислила на логопункт с речевым заключением ОНР и ФФНР. Заканчивая этап обследования, оформила документацию:

- тетрадь № 1 - речевая карта на каждого ребенка;

- тетрадь №2 - для связи работы логопеда и воспитателей;

- тетрадь №3 - рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий;

- тетрадь №4 - записи домашних заданий для каждого ребенка логопункта;

- тетрадь №5 - дневник на каждого ребенка, где я отмечаю поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляю план работы на год.

На начало учебного года я предложила воспитателям всех групп, начиная со второй младшей, мониторинг речевого развития детей. По итогам мониторинга на начало учебного года во второй младшей группе 100% низкий уровень речевого развития; в средней группе – 91,7% низкий, 8,3% средний; в старшей группе - 64, 26% низкий уровень, 35, 74% средний уровень; в подготовительной к школе группе -73,6% низкий, 26,4% средний уровень речевого развития детей.

Группы Низкий уровень

речевого развития Средний уровень

речевого развития Высокий уровень

речевого развития

2 младшая 100%

Средняя 91,7% 8,3%

Старшая 64,2% 35,74%

Подготовительная к школе 73,7% 26,4%

Из таблицы мы видим, что в каждой группе имеются дети с речевыми нарушениями не только чисто в произношении, но и по другим разделам программы: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь и обучение грамоте в подготовительной группе. Исходя из результатов мониторинга, из которого видно, что самые низкие показатели по речевому развитию во второй младшей и средней группах, поэтому мы спланировали работу с воспитателями этих групп. Особое внимание мы уделили этому возрасту, учитывая их индивидуальные и психофизические способности, как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально с каждым ребенком. Дети из средней группы были зачислены на логопункт : 5 человек, после проведения речевого мониторинга воспитателями, с детьми второй младшей группы была запланирована профилактическая работа.

В каждой группе заведена папка по взаимодействию воспитателя с логопедом, в которой находится вся необходимая информация: как ознакомительная для воспитателей (консультации, памятки, рекомендации и т. п., так и необходимая при работе с детьми по разным разделам речевого развития (примерные планы работы, артикуляционная гимнастика, упражнения и задания на автоматизацию поставленных звуков и т. п.). В ноябре воспитателям групп была предложена следующая документация: «Функции специалистов ДОУ в организации коррекционно-развивающей работы», «Основные направления коррекционной работы воспитателя», «Требования единого речевого режима», «Лист рабочих контактов логопеда и воспитателей», «Экран работы над звукопроизношением», «Содержание работы воспитателя и логопеда» и т. п.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда (они проводятся ежедневно во вторую половину дня). Но, учитывая, что у нас в ДОУ логопункт, а не речевые группы, работа строится по разделам программы воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, но с дополнительными элементами по «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

Занятия содержат:

1. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации движения с речью).

2. Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме, отработанного с детьми логопедом, например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи:

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»,

- образование формы множественного числа существительных (упражнение «Один – много»,

- согласование числительных с существительным (игра «Посчитай») и т. д.

3. Материал, сложный для усвоения детьми:

- подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот»,

- подбор однокоренных слов (игра «Собери семейку»,

- подбор глаголов (упражнение «Что делает?»,

- образование прилагательных (упражнение «Какой? Какая? Какие?»);

- составление описательных рассказов по схеме и т. п.

4. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми, которым наиболее трудно дается усвоение нового материала. При необходимости, предварительная работа с ними.

Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить весь объем занятия, в таких случаях, воспитателю можно некоторые задания перенести на следующий день. Например, пальчиковую и подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке, как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем занятии.

Всё выше сказанное говорит о том, что воспитатель с самого начала учебного года занимается текущим учебно-педагогическим процессом, работает постоянно со всеми детьми своей группы. Для индивидуального обследования у него нет ни времени, ни условий. Но зато воспитатель постоянно наблюдает за детьми в различных их проявлениях, разнообразных ситуациях: на занятиях, в игре, труде, быту. То есть, у воспитателя есть возможность сравнивать умения, навыки, способности и пр. своих воспитанников в ходе ежедневного общения с ними. А черты характера и особенности поведения детей лучше всего проявляются именно в коллективе. Поэтому, кто же лучше воспитателя может их обследовать? Помимо всего спектра поведенческих особенностей, воспитатель. как никто другой имеет возможность оценить: личностные черты каждого ребенка, состояние его общих движений, обучаемость на групповых занятиях и пр. всестороннее обследование каждого ребенка воспитателем необходимо для того, чтобы свести к минимуму трудности в обучении и воспитании детей, а эффективность работы максимально повысить. Другими словами, затрачивая определенные усилия на обследование детей в начале учебного года, воспитатель делает свою коррекционно-воспитательную работу в течение последующих нескольких лет более предсказуемой, четкой и результативной.

В отличие от логопеда, воспитатель проводит обследование не в индивидуальных, а в групповых формах, то есть путем наблюдения за детьми во время всех режимных моментов.

Некоторые качества дошкольников воспитатель может оценить в ходе так называемого включенного наблюдению, то есть при совместной игровой, трудовой и бытовой деятельности.

Кроме того, воспитатель оценивает способности детей, их наклонности, возможности и характерологические особенности в ходе ежедневных бесед.

Картину дополняет общение с родителями воспитанников и их родственниками, выполнение тестов и специальных заданий на организуемых в начале учебного года диагностических занятия. Таким образом, воспитатель в начале учебного года составляет представление о каждом ребенке группы.

На логопункте скользящий график : 2 - 3 занятия в неделю. Эти занятия могут быть индивидуальными и подгрупповыми (6 детей). Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние часы со всеми детьми. На фронтальных занятиях, предусмотренных «Программой от рождения до года» (развитие речи, ознакомление с окружающим и природой, занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи:

- воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

- обучение выполнению правил игр;

- воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;

- обучение элементам логопедической ритмики;

- коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

На занятиях запланировали использовать физкультминутки, дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед и воспитатель выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т. п.

На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка, куда входят:

- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

- работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;

- лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Считаю, (даже исходя из мониторинга речевого развития детей по группам, что развитие речи в детском саду должно стоять одной из первых задач при планировании работы с детьми. Поэтому, важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение речевых нарушений возможно только при комплексном подходе. Это означает, что для коррекции всего спектра нарушений и особенностей требуется совместная работа воспитателей групп, логопеда и родителей, причем работа не формальная, а вдумчивая, серьезная, кропотливая и систематическая.

Публикации по теме:

Что такое дошкольный логопункт Что такое логопункт? Уже на протяжении многих лет наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. Они, как известно, очень разнообразны.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда и воспитателей
Опубликовано: 26 августа 2014 в 21:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие логопеда и воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Горенская Алина Геннадьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД