Светлана Лин
Взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро».
Василий Сухомлинский
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально –нравственный опыт, семья определяет уровень и содержании эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Публикация «Взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциал, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к ребенку-дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка и повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное развитие детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между родителями и детским садом строится, как правило, на основе демонстрации воспитателями достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная система (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо их вовлекать в жизнь детского сада. Работа с семьями является сложной задачей, как в организационном, так и в психологическом плане.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.
Развитие взаимодействия детского сада с родителями дошкольников предполагает несколько этапов.
Первый этап- демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость этого этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные методы и формы: родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, участие в конкурсах различного уровня, разработка проектов и т. д.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с проблемами семьей в вопросах воспитания детей. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных особенностях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями ведет к формированию гармонически развитой личности ребенка. Здесь немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. При этом решаются выделенные нами как приоритетные задачи:
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьями;
• Повышение педагогической культуры родителей;
• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение эффективных форм взаимодействия;
• Изучение семей и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
• Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Для решения задач по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников нами используются следующие методы:
• индивидуальное и групповое консультирование,
• просмотр родителями занятий и режимных моментов,
• привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности,
• анкетирование,
• опрос,
• беседы с членами семей,
• наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное,
• анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему,
• фиксация дня ребенка.
Еще до поступления ребенка в детский сад устанавливаются первые контакты между семьями и нашим ДОУ:
- Приглашаем родителей на родительское собрание и знакомим с развивающей средой, особенностями работы ДОУ;
- Представляем буклеты о работе ДОУ «Визитная карточка»;
- Заведующий детским садом проводит с родителями беседу на предмет условий посещения ребенком дошкольного учреждения;
- Оформляет договор.
Дальнейшее взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ происходит в процессе:
• Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
• Неформальных бесед о детях, запланированных встреч родителей с воспитателями или узкими специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи;
• Знакомство родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями об их детях;
• Работы Попечительского совета ДОУ;
• Посещение родителями праздничных и досуговых мероприятий, проводимых дошкольным учреждением;
• Оказание помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;
• Работы семейных клубов: «Игра в жизни ребенка», «Придания старины глубокой», «Как воспитать здорового ребенка».
Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно – образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейных клубов в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клубов принимают участие различные специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, медицинский работник, родители, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Благодаря деятельности таких клубов налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносят изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становятся его активными участниками. Деятельность семейных клубов показывает практическую значимость двух институтов – детского сада и семьи.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта воспитании детей.
• одной из эффективных форм взаимодействия является участие в спортивных мероприятиях («Веселые старты», «Малые олимпийские игры, «Дни здоровья», «Папа, мама, я- спортивная семья»). Родители имею возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическое развитие. Когда родители на глазах у своих детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться – это полезно детям, так как создается хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
Активное участие и помощь родителей в конкурсах различного уровня: внутри ДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский уровень (поделки из природного материала, новогодние игрушки, сделанные своими руками, конкурсы рисунков, фотографий и т. д.).
«Уголки для родителей», оформленные в группах. В них педагоги размещают консультативный материал воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре.
Работа консультационного пункта для родителей – оказание помощи родителям в приобретение психолого-педагогических знаний.
Согласно полученным данным по результатам анкетирования родителей на предмет удовлетворенности работой нашего дошкольного учреждения, детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Очень радостно, что родители поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и начинаниях.
В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит.
Список используемой литературы:
1. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/ Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р. М. и др. – Ростов-н/Д, 2002.
5. Дронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.
7. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М. : Мозаика – Синтез, 2007 -2010.