наталья суханова
Взаимодействие ДОУ и родителей по экологическому воспитанию детей раннего возраста
▼ Скачать
Взаимодействие ДОУ и родителей по экологическому воспитанию детей раннего возраста
Суханова Н. Д., воспитатель МАДОУ «Росинка»
Экологическое воспитание детей раннего возраста формируется на осознанном отношении ребёнка к объектам природы. Постепенное накопление первого багажа новых, эмоциональных и живых впечатлений о природе даёт фундамент для правильных отношений человека с природой.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и родителей по экологическому воспитанию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
С раннего детства ребёнок начинает исследовать окружающий мир, тянется ко всему яркому и красивому. Многое он видит в природе, и всё для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда уже у человека не будет такого восприятия, как в раннем детстве. Очень важно в этот момент помочь ребёнку усвоить элементарные природоведческие знания, развить желание и умение познать мир природы, воспитать заботливое отношение ко всему живому в окружении: к траве, цветку, дереву, птичке.
Для достижения этой цели я постаралась создать условия, способствующие систематическому и последовательному знакомству ребёнка с ближайшим окружением. Ознакомление с природой складывается, прежде всего, из постоянных, многократно повторяющихся наблюдений за растениями, животными, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с поисковыми действиями: дружба с книгой, связь с музыкальной деятельностью. Такая интегрированная работа способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения и всестороннего роста малыша. Главное, чтобы процесс приобщения маленького человека к природе осуществлялся в интересной игровой форме, вызывал радостное, весёлое настроение, успех и удивление.
Начинаю экологическое воспитание с групповой комнаты, где с помощью игрушек и картинок дети знакомятся с домашними животными и их детёнышами, учатся узнавать и называть их. Знакомлю детей с такими животными, как заяц, лиса, медведь, читая и рассказывая сказки. При рассматривании иллюстраций во время чтения художественных и фольклорных произведений знакомлю с характерными особенностями жизни этих животных, учу различать и называть части тела, рассказываю о том, как добывают себе пищу, где живут. Для закрепления знаний предлагаю игры: «Чей малыш?», «Чья мама?», «Кто как кричит?».
Прививаю первые навыки ухода за комнатными растениями, обогащаю словарный запас. В группе есть уголок природы, дети вместе со мной поливают цветы, в середине апреля мы с детьми посадили лук, а потом с интересом наблюдали, как он растет. Наблюдали, как появились первые ростки, знали, что его нужно поливать, радовались, когда появлялось солнышко и лук наш стал быстрее расти.
У двухлетнего ребёнка есть целый мир - «мир за окном». Он притягивает к себе, завораживает малыша и меняется каждый день. Сегодня за окном на ветках рябины стайкой расположились воробьи. Они так громко чирикали, что дети услышали шум из группы. А на следующее утро наша рябина покрылась пушистым белым снегом, в новом наряде ей было уютно и тепло. Вместе с ребёнком анализирую происходящие события за окном. Однако большинство изменений в мире природы ребёнок может заметить, почувствовать и пережить только в непосредственном контакте с природой. Ни картинка, ни рассказ, ни наблюдения из окна не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести малыша в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, я всегда помню, что для детей это начало путешествия в большой, сказочный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует начальный сенсорный опыт ребёнка, основу его интеллектуального развития.
Впечатления от родной природы в каждое время года разнообразны, удивительны и не забываемы. Наблюдения – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребёнка. Главное в наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление. Сезонные изменения обогащают ребёнка своими новшествами, учат всматриваться, восхищаться и любоваться собой. Постепенно появляется желание наблюдать и узнавать.
Осень. При знакомстве с этим временем года формируются элементарные представления об осени – прохладно, часто идут дожди, дует ветер, с деревьев осыпаются разноцветные листья. Дети внимательно рассматривают листья, в ходе этой работы происходит первое знакомство с тремя цветами: красный, жёлтый, зелёный. Для игры беру: «Найди такой же листик», «Покажи красный листик». С помощью вертушек показываю, как дует осенний ветер; во время дождя слушаем, как стучат капли по крыше и стёклам окон, читаю потешку: «Дождик – дождик».
Зима. Зимой обращаю внимание детей на то, как сильно похолодало, вместо дождя теперь идёт снег, редко светит солнце. Как медленно падают с неба красивые снежинки, попадут на тёплую ладошку и быстро растают (ознакомление со свойствами снега). Рассматриваем на участке деревья, запорошенные снегом, сравниваем ёлочку с другими деревьями, называем её отличительные признаки.
Весна. Весной обращаю внимание детей на то, что на улице стало теплее, чаще светит солнце, небо уже не серое, а голубое. Затем рассматриваем зелёную травку, появившуюся из - под снега, первые зелёные листочки на деревьях, первые весенние цветы.
Лето. Летом на улице в песочнице организовываю игры с песком и водой, в процессе которых дети знакомятся с их свойствами. Солнечные зайчики – любимое развлечение детей в это время года. Дети наблюдают за ростом цветов на клумбе, учатся ухаживать за растениями, путём наблюдения за трудом взрослых.
В работе по экологическому воспитанию и образованию детей раннего возраста одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме, мы сможем решить главную нашу задачу - воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа.
Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку правильное поведение в природе.
Я хочу поделиться своим опытом работы с родителями по экологическому воспитанию и образованию детей.
1. Подвожу к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширяю представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
4. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее
Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями - это участие в экологических акциях : «Посади дерево», «Домик для птиц», «Цветочная клумба» и т. д. Дети совместно с родителями сажают деревья, высаживают цветы на клумбах.
Для родителей провожу консультации: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей раннего возраста в семье», «Лесные уроки вежливости» «Совместная деятельность родителей и детей по уходу за комнатными растениями»; выставки поделок из природного материала, творческие мастерские «Кормушки для птиц», «Овощной переполох».
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Свое выступление мне хочется закончить словами Э. Асадова:
«Семья - это крохотная страна
И радости наши произрастают
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена»