Татьяна Вячеславовна Белорусова
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи «Экологические привычки»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ»
Белорусова Т. В. воспитатель
МБДОУ города Иркутска детский сад № 180
В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Публикация «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи „Экологические привычки“» размещена в разделах
- Привычки. Полезные и вредные
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2022
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Главный момент в контексте "семья – образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого образовательного учреждения : оно должно стать открытой системой. Придать образовательному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников образовательной деятельности (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в ОУ, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть и эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье, участие в управленческой деятельности ДОУ и многое другое. Но чаще всего инициаторами являются педагогические работники, поэтому здесь главное создать условия для активного включения родителей в жизнедеятельность детского сада, что мы и пытаемся сделать в нашем детском саду.
В июне 2016 года Правительство Российской Федерации опубликовало распоряжение, в котором отражен план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Проведение Года экологии в образовательном учреждении обсуждалось на установочном педагогическом совете ДОУ с участием родителей, по итогам которого было запланировано, проведено и до сих пор организуется большое количество эколого-образовательных мероприятий с активным участием родителей.
Рассмотрим некоторые из них, которые мы объединили в «Экологический марафон» :
1. Экологические акции «Охотники за макулатурой», «Елочка- зеленая иголочка», «Помоги птицам зимой», «Очистим планету от мусора»
2. Квесты «Эти удивительные животные», «Мир растений»
3. Просветительская деятельность: видеоролики «Экологические заметки», информационные листы, буклеты и. д.
4. Конкурсы рисунков, фотографий, поделок «Копилка Сибирячка» «Животные леса под нашей охраной», «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
5. Конкурс исследовательских проектов «Что такое огород на окне?»
Для приобщения детей и родителей к совместной деятельности мы познакомили родителей с разными видами игр экологической направленности : настольно-печатные, игры в загадки-описания, подвижные и игры-импровизации, провели практикумы для родителей «Как можно использовать игру?», какую игру лучше предложить ребенку в то или иное время дня, как заинтересовать ребенка, стоит ли играть вместе с ним.
Так как родители были активными участниками мероприятий, мы решили выявить, какие семейные экологические традиции есть в семьях. На данном этапе мы провели анкетирование и выявили, что родители придерживаются таких традиций как: «Экскурсии на природу», «Экскурсии в зоопарк», «Семейные походы за грибами», «Уход за домашними животными», «Разведение комнатных цветов». Результатом нашей совместной деятельности стало создание «Копилки семейных экологических традиций», Книга «О семейных эко-традициях», где родители описали свои традиции, а дети проиллюстрировали данную книгу.
Любопытным фактом было и то, что в семьях отсутствуют такие традиции как «Совместное чтение литературы природоведческого характера», «Сбор лекарственных растений». Поэтому обговорив это с детьми, мы организовали проекты на данные темы, и посмотрим, может это будет зарождением новых семейных традиций.
Интересными и увлекательными как для детей, так и для родителей были мероприятия по теме «Экологические привычки». Была проведена предварительная работа, с детьми обсудили и выделили действия, которые помогут сохранить природные ресурсы. Придумали, что их можно нарисовать в виде схем или знаков и объединить в «Экологическую ромашку». Вместе с детьми нарисовали их и разместили на видном месте. После ребята, дома с родителями создали свою семейную «Экологическую ромашку».
Рассмотрим деятельность по формированию привычек :
1 привычка - «Бережно расходуй воду». Ребенок проверяет и следит за тем, чтобы ни один кран в доме не капал. Чистить зубы, выключая в это время воду, выключать воду за собой, когда закончит умываться.
Совместно с детьми отрабатывали и обсуждали способы экономии воды членами семьи :
для того чтобы помыться стоит тратить меньше времени, чем мы тратим;
использовать минимальное количество посуды при еде и приготовлении пищи;
мыть посуду, овощи, фрукты в емкости, а не под постоянной струей;
нужно следить за хорошим закрытием кранов;
чтобы помыться, вместо ванны можно принять душ;
при мытье рук, умывании, намыливании головы, чистке зубов следует выключать кран, когда вода не используется;
2 привычка - «Не оставлять следов своего пребывания на природе, в парке, лесу, у водоёма»
отправляясь на загородную или лесную прогулку, учили правила:
не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц;
не ловите бабочек, стрекоз, жуков, ведь они тоже нужны природе;
не разоряйте в лесу муравейники. А почему? Потому что муравьи — санитары леса;
не ломайте здоровые ветки на деревьях;
не оставляйте мусор на природе.
3 привычка - «Раз и еще раз», разумная экономия - вторая жизнь использованным вещам. Использовать по возможности предметы повторно - например, рисовать можно на обеих сторонах бумаги, а не только на одной.
Экономим бумагу. Макулатуру можно сдать на вторичную переработку в специальных пунктах приема. «Уборка мусора». Учимся всегда выкидывать за собой мусор в мусорное ведро (дома) или урну (на улице). Делали поделки из природных материалов, оформляли выставку переделанных старых вещей в новые «Что и во что можно превратить?», данные мероприятия полезны не только для воспитания экологического мышления, но и для стимулирования творческого и нестандартного мышления.
4 привычка - «Включить-выключить». Выходя из группы или комнаты дома, выключать свет, а также бытовую технику. Совместно с родителями и детьми провели акцию «Экологические знаки». Родители нарисовали знаки и мы пользуемся ими в группе для напоминания о том, как надо вести себя, чтобы беречь и сохранять нашу природу.
Таким образом, в активном сотрудничестве с родителями мы стремимся к тому, чтобы изучение экологии стало для детей увлекательной игрой, любовь к природе – стойкой привычкой, забота о ней – естественной потребностью. И, возможно, удовлетворяя эту потребность, наши дети сумеют решить многие из существующих экологических проблем.
Литература:
1. Дзятковская Е. Н. Мои экологические привычки/Иркутское областное отделение Всероссийского общества охраны природы; филиал кафедры ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ; ИСМО РАО. - Иркутск: Издательство института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2014.
2. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М. : Образование и экология, 2011 г.