Ирина Аркадьева
Взаимодействие дошкольного учреждения и семей воспитанников по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С 2018 года в дошкольном образовательном учреждении реализуется инновационная деятельность по образовательному направлению «Экономическая грамотность дошкольников» на основании нормативных документов:
- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04.10.200 г. № 751;
- Национальная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 г. Пр-271;
Публикация «Взаимодействие дошкольного учреждения и семей воспитанников по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей») от 15.05.2013 г. № 792-р;
- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р
За основу взята Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое образование дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет.
По мнению Анны Демьяновны Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда».
Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.
Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка. Современного ребенка с первых лет жизни окружает среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами.
Следует подчеркнуть, что первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это не самоцель, но необходимое условие жизни и развития семейных отношений. Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные и финансовые потребности и интересы семьи, отношение ее членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.
Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.
В отличие от экономического воспитания в дошкольном учреждении, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
По результатам анкетирования родителей воспитанников мы сделали вывод о том, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, но на практике не все содействуют приобщению детей к миру финансов.
Так, например, большинство опрошенных нами родителей – 80%, считает, что необходимо знакомить дошкольников с экономикой, рассказывать о деньгах; но вместе с тем, многие из них – 55%, не знают, как об этом рассказывать ребенку, как привлекать его к планированию семейного бюджета.
Есть конечно и такие родители, которые хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой области: они доверяют им настоящие деньги, обсуждают пользу рекламы, вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-продажи.
Но у большинства опрошенных родителей - 56%, наблюдается недостаточный уровень финансовой грамотности, что мешает им прививать детям правильные навыки, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
В детском саду в ходе образовательной деятельности мы воспитываем у дошкольников ценностное отношение к труду, к его результатам, дети знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, цена, и этическими: честность, щедрость, экономность. Но поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому педагогам чрезвычайно важно при изучении темы не касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи.
Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, безих заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания : дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы стараемся обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организуем совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализуется через:
- информационные формы взаимодействия : памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Как обучить детей финансовой грамотности», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Ребенок и финансы» и др.);
- досуговые формы : выставки совместного творчества («Семейный бюджет», «Как накопить на мечту»,вечера вопросов и ответов («Семейное финансовое планирование»).
Стараемся содействовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников :
- с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям;
- через познавательные формы взаимодействия : тематические встречи («Моя бабушка – коллекционер», совместные занятия («История возникновения денег», «Волшебные помощники», «домашние задания» (рассказать о своей профессии, работе, основных должностных функциях, экскурсии с детьми и родителями (в банк, магазин «Игрушки», семинары-практикумы «Играем вместе»; планируется в дальнейшем проведение тренингов, круглых столов.
С целью создания условий для творческой самореализации родителей и детей, мы осуществляем педагогическое партнерство, т. е. общение «на равных» через:
- досуговые и познавательные формы : совместные праздники, театрализация на экономические темы, проекты («Что такое деньги?», фотовыставки («Мы пришли в банк», аукцион знаний («Как накопить на любимую игрушку?»)
встреча с интересным человеком («Мой папа работает в банке», «Профессия «продавец» и др., где идет знакомство с увлечениями, профессиями родителей, создание РППС в группе и дома (помощь в изготовлении пособий («Гном Эконом», банкомат, атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр «Покупки», «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Доход или расход?», «Реклама – хорошо или плохо?». «Кому что нужно для работы», смотры-конкурсы («О доходах и расходах»,«Моя копилка», выставки семейных реликвий и коллекций («Старинные монеты», «Купюры и монеты разных стран»,рабочие тетради для совместной деятельности взрослого и ребенка («Купилки из копилки», «Как Миша стал бизнесменом», квиз-игра (квиз-игра – это интеллектуальная командная викторина)
Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, мы ненавязчиво ставим перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- кто и как зарабатывает деньги в семье,
- как формируется семейный бюджет,
-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,
- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,
- как научиться экономить деньги.
Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а так же обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
При создании планирования работы по взаимодействию детского сада и семьями воспитанников по данному направлению, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.
2. Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
4. Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка-дошкольника
При реализации работы по взаимодействию с семьями воспитанников мы придерживаемся следующих принципов:
1. Принцип преемственности согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности целей, позиций двух сторон, основанных на уважении, единстве требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
2. Принципоткрытости. С целью привлечения родителей к плодотворному взаимодействию дошкольное образовательное учреждение максимально «открыто» :
- на сайте ДОУ создана страничка «Финансовые грамотеи»;
- мы предоставили родителями информацию о программе «Экономическое воспитание дошкольников»;
- разъяснили специфику образовательной деятельности по данной программе;
- регулярно информируем их о ходе реализации данного направления;
- предоставляем возможность обсуждать вопросы, связанные с реализацией программы;
- разъясняем необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы дома.
3. Принцип индивидуального подхода. Педагоги учитывают социальное положение, традиции, опыт семей.
4. Принцип доброжелательного стиля общения. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
5. Принцип динамичности. Детский сад находится в режиме развития, представляет собой мобильную систему, реагирует на образовательные потребности и запросы родителей.
Для реализации Программы мы определили планируемые результаты в деятельности педагогов и родителей.
Промежуточный
мониторинг по данному направлению показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников.