Анна Дмитриева
Выступление «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин.
Федор Достоевский
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа активно и успешно ведется воспитателями дошкольных групп при МБОУ «Благодаровская СОШ».
Публикация «Выступление „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
Слайд 2. Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 2 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.
Слайд 3
Цель : Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи :
· Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
· Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
· Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
· Охранять и укреплять здоровье детей.
Слайд 4
• Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
Слайд 5
• Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
• У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
Слайд 6
• Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
• Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
Слайд 7
• Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;
• Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
Слайд 8 Модель «Экологическое воспитание дошкольников»
-Ознакомление детей с природой
-Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов
-Трудовая деятельность в природе
-Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы, целевые прогулки, экскурсии, работа с календарями природы, зарисовки
-Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала
-Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей
-Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями
Слайд 9 Совместная деятельность воспитателя и детей (слайд 10 -16)
Слайд 17 Модель «Экологическое просвещение родителей»
Познавательный блок
• Окружающая среда и здоровье ребенка
• Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе
• Пути решения этих проблем
• Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром
• Методики ознакомления ребенка с окружающим миром
Деятельностный блок
• Участие в природоохранных акциях совместно с детьми
• Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах
• Выращивание растений
• Чтение совместно с детьми литературы
Нормативный блок
• Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях
• Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач
Ценностный блок
• Природа как универсальная ценность для человека
• Значение природы в жизни человека
• Здоровье ребенка и природа
• Человек – часть природы
• Формирование разумных потребностей
Слайд 18
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Я, как педагог:
• Стараюсь ответственно подходить к организации природной среды в группе, внедряю в практику новые технологии, знаю методику экологического воспитания, веду экспериментальную работу с детьми, разрабатываю интегрированные занятия, занимаюсь экологическим просвещением родителей.
Дошкольники :
• радуются встрече с природой
• по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами
• видят разнообразие природного мира
• признают ценность жизни
• имеют представления о правилах поведения в природе
• сформировано начало экологической культуры
Родители:
• участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы
Слайд 19
Результатом экологического воспитания дошкольников
является экологическая культура личности.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского ра