Раушания Бикиева
В помощь начинающим воспитателям. Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании по теме :
«Экологическое воспитание дошкольников»
Подготовила : Бикиева Р. Р.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экология - что означает это модное нынче слово? Оно происходит от двух греческих слов: «эйкос» - дом, «логос» - наука. Значит, экология - это наука, которая изучает наш дом, окружающий мир. Мы должны дать знания детям о том, что от экологической ситуации в регионе, стране в целом, и даже в конкретном доме во многом зависит наше здоровье. Важно показать, что состояние атмосферы в чем-то зависит от действий каждого из нас, даже ребенка. Каждый человек должен вести себя в соответствии с законами природы, что когда он вредит природе, то наносит ущерб и себе. Человек должен быть гражданином Земли, ответственным за всю планету, иметь активную жизненную позицию.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Природа, планета Земля, экология
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Мы должны показать детям зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка (разрушение гнезд, муравейников, бессмысленное уничтожение живых существ: птиц, букашек, цветов и т. д.).
Дети дошкольного возраста - самые маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень много взрослых (родителей, родственников, соседей, воспитателей, экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики.
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организации и управление. И понимать это надо с детства. Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Посещая детское учреждение, ребенок с первых дней учится любить и охранять природу, приобретает необходимые знания на занятиях по познавательному развитию через просмотр диафильмов, беседы по картинам, чтение художественной литературы природоведческого содержания, через экскурсию в природу, на музыкальных занятиях. Знания дети получают посредством прямого обучающего воздействия взрослого.
Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести игру,- деятельность, которая преобладает в жизни малышей.
Экологическое воспитание можно осуществлять путем привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процессе обучения дошкольников и формирование у них осознанно-правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них. Оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процессе ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации. Это использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы, это использование кукол-персонажей и различные варианты игры в путешествие: «Поездка в Африку или на Северный полюс», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. обучение с использованием игровых обучающих ситуаций может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, та как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Но и создание игровых ситуаций, и организация занятий по экологическому воспитанию дошкольников не могут быть полноценны в воспитании правильного отношения детей к природе, если нет совместной работы детского сада с семьей. Правильное отношение детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, это увлечение комнатными растениями, присутствие животных в доме, приусадебный участок и работа на нем. Необходимо показать значение 3-х моментов: общение с животными, наблюдение за ними, трудовые действия по уходу за ними и созданию необходимых условий. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Это прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Долгое время человек оставался безнаказанным за варварское отношение к природе. Природный мир оскудел. И человек задумался, он понял, что за свои удобства ему самому же приходится расплачиваться. Одумался человек и теперь старается поправить положение, а сделать это очень трудно.
Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.
Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти водном строю,
Летать в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
кувшинку на реке,
и клюкву на болоте.
Используемая литература :
1. Рыжова Л. П. «Воздух-невидимка».
2. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
3. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе».
4. Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».
5. Плешаков А. А. «Экология».
6. Лучич М. В. «Прогулки с детьми в природу».
7. Детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе «Свирель», журнал «Карапуз» («Круглый год»). Популярное пособие для родителей и педагогов.
8. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры».
9. Детские энциклопедии.