Екатерина Спирина
Выступление психолога для родителей с элементами тренинга «Формирование речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день. Для начала я Вам предложу решить некоторые ребусы. (Презентация см. приложение)
• баба с возу – кобыле легче
• в одно ухо вошло,в другое вышло
• горе луковое
Мышление как ступеньки – формируется одно на основе другого.
Эти загадки вы решили с помощью наглядно-образного мышления, ведь вы опирались лишь на картинку и свои знания. У дошкольников – это основной вид мышления. Но для дальнейшей успешной жизни у уже школьников должно сформироваться словестно-логическое мышление. Чтобы уметь решать задачи в уме и т. д.
Публикация «Выступление психолога для родителей с элементами тренинга „Формирование речи дошкольников“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин) считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык как средство общения людей - особый вид интеллектуальной деятельности.
Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем.
Поэтому речь не рефлекторная реакция она — интеллектуальная операция. Нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, а, формулируя ее, мы ее формируем. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
Замечали как дети, когда что-нибудь делают – проговаривают это? Вот они речью, помогают себе соврешить действие и только потом эта речь уходит во внутренний план.
Что же происходит в дошкольном возрасте?
• растет словарный состав речи БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СЛОВ ДЕТИ УЗНАЮТ (зависит от условий жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.)
• ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно.
• словотворчество – это один из «этапов» формирования речи («запугивать» означает застегивать на пуговицы, а «подорожник»- тот, кто подметает дорожки)
• в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия
• - освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
• изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи.
Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления.
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.
Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.
Устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во- первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций.