Альбина Мухаева
Выступление «Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством создания развивающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.
В современных условиях развития общества проблема здоровья является как никогда актуальной.
Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Публикация «Выступление „Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством создания развивающей среды“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и др.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу.
Лишь 5-7% дошкольников здоровы, 30-35% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.
Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических условий, на здоровье детей отрицательно влияют : ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительные пребывания перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка, а также социальная напряженность в обществе.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют дошкольные образовательные учреждения. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые и должны привести к положительным результатам.
Кроме того, в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Очевидно, что родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако, для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.
Последнее время перед образованием встает вопрос : какие направления должны стать приоритетными в работе в современных условиях?
Первым и главным направлением, на наш взгляд, безусловно, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка. Очень важно понять, что имеется ввиду не только его физическое, но и психическое, и интеллектуальное, и социальное здоровье.
Воспроизводство здоровья ребенка, как физического, интеллектуального, социального, так и психического, зависит главным образом от воспитания. От состояния медицины и здравоохранения соматический компонент здоровья зависит лишь на 10-15%.
Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении является формирование здоровьесберегающей предметно-пространственной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур и организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование).
Цель родителей и всего коллектива дошкольного учреждения – вырастить ребенка физически и психически здоровым, инициативным, разносторонне развитым. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к физическому совершенству, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования эффективных моделей здоровьесберегающих воспитательно-образовательного, методического процессов в ДОУ и педагогической системы в целом.
Актуальность проблемы здоровьесбережения. - Основная задача педагогов – обучить детей способам сохранения своего здоровья, формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.
Научная трактовка понятия «здоровье» гласит:
«Здоровье» - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по – разному.
Толковый словарь С. И. Ожегова содержит следующее описание этого феномена:
Здоровье – 1. Правильная, нормальная деятельность организма. Состояние здоровье.
2. То или иное состояние организма.
Определение термина «здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни – это максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способных к продлению рода и достижению активного долголетия. Основываясь на анализе различных источников, «здоровый образ жизни» определяется и как система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различных деятельностей (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной, отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Основные аспекты здорового образа жизни
Перечислим практические аспекты здорового образа жизни :
1. Оптимальный двигательный режим (утренняя гимнастика, физические упражнения).
2. Личная гигиена (гигиена тела, уход за волосами, гигиена полости рта, гигиена одежды и обуви, гигиена помещения).
3. Правильное дыхание (следование правилам дыхания при выполнении физических упражнений, дыхание через нос).
4. Закаливание ( соблюдение правил приема закаливающих процедур: воздушных ванн, солнечных ванн, водных процедур, умывание, обтирания, обливания, купания, хождения босиком).
5. Профилактика заболеваний у дошкольников (нарушений сна, плоскостопия, инфекционных заболеваний, близорукости).
6. Профилактика повреждений и травм у дошкольников (правильная организация и методика проведения занятий, соблюдение техники безопасности, правил поведения в общественных местах).
7. Оказание первой помощи при травмах.
8. Проведение занятий по ЛФК.
9. Проведение подвижных игр (на воздухе) и др.
Термин ЗОЖ является многоаспектным понятием и включает в себя такие важные компоненты, как режим занятий, труда, отдыха: физические упражнения, объединенные в оптимальном двигательном режиме; правильное питание; закаливание; отсутствие вредных привычек; комплекс гигиенических навыков; психофизические мероприятия.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.
В нашем ДОУ оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажерами, сухим бассейном, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, увеличивают эффективность занятий.
Большое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной работе на свежем воздухе. На участках ДОУ имеются спортивные площадки, спортивно-игровое оборудование.
Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты в физкультурном зале.
Для упражнений в ходьбе, беге, прыжков, равновесии используются различные дорожки, для подлезания – дуги. В ортопедической группе и спортзале установлены спортивные комплексы, на которых дети могут выполнять самые разнообразные движения. В ортопедической группе создана своеобразная оздоровительная среда. Это меньшее количество детей в группе, проведение в условиях детского сада лечебного массажа, занятия лечебной физкультурой с инструктором лечебной физкультуры.
Для двигательной среды в группе подобрано оборудование, позволяющее компенсировать отклонения в здоровье детей (гимнастическая стенка, гимнастическая лесенка, тренажеры, сухой бассейн, массажеры, мячи фирмы Аконит, следовые дорожки, массажные коврики, беговая дорожка и др.)
В группе имеются необходимые пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
При создании предметно-развивающей среды реализуется здоровьесберегающий подход :
- безопасные условия
- санитарно-гигиенические требования
- возрастные и индивидуальные особенности
- современные педагогические требования
- современный дизайн в интерьере детских помещений и т. д.
Возрастает активность детей в овладении основными видами движений, поэтому в группе оформлен физкультурный, хорошо оснащенный уголок, в котором имеется стандартное и нестандартное оборудование (мячи, доска, кегли, кольцеброс, скакалки, эспандеры, оборудование для лазания, мешочки с наполнителями и многое другое) по знакомству со здоровым образом жизни.
Предметно-пространственная среда в группе оформлена таким образом, что достаточно места для двигательной активности детей.
Предметно-развивающая среда, как важнейший компонент здоровьесберегающего пространства в ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Результативность.
Работая над сохранением и укреплением психофизического здоровья детей, через оптимизацию режима дня, организацию оптимального двигательного режима, охрану психического здоровья детей, лечебно-профилактическую работу, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мы получим положительные результаты.
Снизилось количество простудных заболеваний, увеличилась двигательная активность детей. Фактически у детей врачи отмечают улучшение здоровья.
Привлечение родителей к данной проблеме способствует ориентации на здоровый образ жизни, что предусматривает не только укрепление и коррекцию физического развития детей, но также и формирование физической культуры, внимательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, потребности в физических и спортивных занятиях.
Литература
1. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. Москва «Планета», И. В. Никишина – М. 2012г.