Папки-передвижки

Адаптация к дошкольному учреждению

Елена Русинович
Адаптация к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

Публикация «Адаптация к дошкольному учреждению» размещена в разделах

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к детскому саду сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Родителям этот шаг тоже дается непросто. Этот период поселяет чувство тревоги прак-тически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности.

Адаптирующегося родителя отличает :

• Повышенная тревожность;

• Обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• Преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• Повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• Многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым ус-ловиям жизни.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

• Возраст;

• Состояние здоровья;

• Уровень развития навыков самообслуживания;

• Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

• Сформированность предметной и игровой деятельности;

• Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :

легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрица-тельным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• При утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• Ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• Малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

• Ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по-являются новые достижения, которым он научился в саду;

• Восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• Нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• Восстанавливается аппетит.

Проблемы адаптации со стороны семьи :

• Трудно адаптируются единственные и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками.

• Нервное состояние матери, повышенное беспокойство за ребенка также неблагоприятно влияет на адаптацию.

• Осложняют адаптацию конфликты в семье.

• Затрудняет процесс адаптации необщительность родителей, которые сами имеют проблемы в коллективе и без помощи психолога им не обойтись.

• С трудом адаптируются дети, родители которых имеют трудности самоконтроля (т. е. конфликтная структура личности) :

Непроизвольно усваивая особенности личности родителей, дети ведут себя неуверенно, нерешительно, много беспокоятся, сомневаются, обижаются, плачут, остро реагируют на неудачи. У них нет гибкости, непосредственности, доверчивости, такие дети напряжены и скованы.

Примерные советы по облегчению процесса адаптации ребенка к детскому саду:

• Рассказывайте малышу о детском саде только хорошее, создавайте у него положительный образ. Можно рассказать о каких-то своих приятных впечатлениях или о том, что вы слышали о садике, куда собираетесь его отдать. Наше восприятие событий часто зависит от настроя, так что, если ребенок будет знать о предстоящем мероприятии только хорошее, у него появится больше шансов воспринять его позитивно. Рассказывайте ребенку о том, как будет устроена его жизнь в детском саду, что и как можно делать, когда надо попросить воспитателя о помощи, как поступить в сложной ситуации. Знание подробностей успокаивает, кажется, что ситуация уже не новая, а очень даже понятная и знакомая.

• Расскажите малышу о том, что он сможет делать в детском саду (играть с другими детьми, рисовать, лепить, играть в игрушки, строить из кубиков).

• Постарайтесь сделать так, чтобы вы могли в адаптационный период, хотя бы первую неделю, забирать малыша пораньше. Тогда привыкание к новой ситуации и неизбежный при этом стресс будут переживаться им легче.

• Водите ребенка в сад постоянно. Ему нужно привыкнуть к новому ритму жизни и понять, что так будет всегда. Не стоит водить его через день, это создает у малыша ощущение нестабильности и непонимания, когда и что будет с ним происходить. Только болезнь может быть причиной не пойти в детский сад.

• Если ребенок с трудом засыпает, договоритесь с воспитателем и дайте малышу с собой на время сна что-то из его любимых вещей или игрушек. Это будет для него маленький кусочек дома, и малыш быстрее успокоится в незнакомой обстановке.

• Если ребенок плачет при расставании с мамой, проанализируйте, так ли тяжело расставаться ему с папой. Если с ним ребенку комфортнее, то пусть во время адаптационного периода папа возьмем на себя труд приводить малыша в детский сад.

• Попробуйте заранее придумать и отрепетировать несколько различных способов прощания утром. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, поглаживание по голове и др. Это поможет ребенку отвлечься от грустных мыслей, а со временем станет своеобразным ритуалом, и будет радовать ребенка.

• Расспрашивайте ребенка о том, что было в садике. Постарайтесь найти приятные воспоминания и обсудить их. Это закрепит положительное чувство. Иногда лучше заранее узнать у воспитателя, что было в этот день в группе и что понравилось вашему чаду, ведь сам малыш может забыть про это или не сумеет объяснить.

• Поскольку все ситуации индивидуальны, будьте в контакте с воспитателем и психологом. Если с адаптацией возникнут какие-то сложности, именно эти специалисты смогут вам помочь, зная всю ситуацию полностью.

• Ну и, конечно, важно, чтобы вы верили, что ребенку в садике будет хорошо.

Одним из наиболее важных моментов в процессе адаптации является, как ни странно, уверенность ребенка в родителях. Малыш должен знать, что вы на его стороне и будете его защищать, если случится что-то, с чем он не сможет справиться. Он должен быть уверен в том, что может рассказать вам свои радости и горести и надеяться на поддержку и помощь ему в сложной ситуации. Уважаемые родители! Вы должны знать, что даже самый замечательный детский сад не сможет сделать для ваших детей все. Детский сад призван помочь вам, а не заменить вас. Без вашей помощи просто нельзя. Чтобы малышу было комфортно в детском саду необходимо объединить наши усилия во благо ребенка.

Литература:

1. Алямовкая В. «Ясли – это серьезно» М. 1999.

2. Доронова Т. А. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1.

Публикации по теме:

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога.

Адаптация учащихся 1 класса к школе Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе.

Консультация для родителей «Адаптация первоклассников» Уважаемые родители первоклассников! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте МОУ СОШ № 51! Первый год обучения в школе – это своего рода.

Адаптация проходит успешно-фотоотчетАдаптация проходит успешно-фотоотчет Привыкание малышей к детскому саду процесс очень непростой. Чтобы снизить напряжение и создать состояние благополучия в детском саду, педагоги.

Фотоотчет «Адаптация моих малышей»Фотоотчет «Адаптация моих малышей» Адаптация к детскому саду тяжелое время для каждого ребенка, это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму. к новым.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждении» Ваш малыш пришел в детский сад. Для него начинается новая жизнь. Его впервые оторвали от мамы. Все для него новое, непривычное. Чтобы ребенок.

Презентация «Адаптация детей дошкольного возраста» «Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений». Слайд2: Под адаптацией понимается процесс приспособления к изменяющимся.

Проект «Успешная адаптация» Проект педагогической деятельности по адаптации детей I группы раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Успешная адаптация».

Адаптация детей в детском саду I. Актуальность проблемы адаптации. Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут.

Успешная адаптация в ДОУ В жизни ребёнка наступил очень ответственный период – поступление в детский сад: новое для него место с незнакомыми взрослыми. Ребёнок переживает:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация к дошкольному учреждению
Опубликовано: 15 июня 2021 в 10:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация к дошкольному учреждению» (включая файлы) размещена пользователем Елена Русинович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД