Елена Русинович
Адаптация к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
Публикация «Адаптация к дошкольному учреждению» размещена в разделах
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к детскому саду сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Родителям этот шаг тоже дается непросто. Этот период поселяет чувство тревоги прак-тически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности.
Адаптирующегося родителя отличает :
• Повышенная тревожность;
• Обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• Преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• Повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• Многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым ус-ловиям жизни.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
• Возраст;
• Состояние здоровья;
• Уровень развития навыков самообслуживания;
• Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
• Сформированность предметной и игровой деятельности;
• Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрица-тельным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
• При утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• Ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• Малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• Ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по-являются новые достижения, которым он научился в саду;
• Восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• Нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• Восстанавливается аппетит.
Проблемы адаптации со стороны семьи :
• Трудно адаптируются единственные и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками.
• Нервное состояние матери, повышенное беспокойство за ребенка также неблагоприятно влияет на адаптацию.
• Осложняют адаптацию конфликты в семье.
• Затрудняет процесс адаптации необщительность родителей, которые сами имеют проблемы в коллективе и без помощи психолога им не обойтись.
• С трудом адаптируются дети, родители которых имеют трудности самоконтроля (т. е. конфликтная структура личности) :
Непроизвольно усваивая особенности личности родителей, дети ведут себя неуверенно, нерешительно, много беспокоятся, сомневаются, обижаются, плачут, остро реагируют на неудачи. У них нет гибкости, непосредственности, доверчивости, такие дети напряжены и скованы.
Примерные советы по облегчению процесса адаптации ребенка к детскому саду:
• Рассказывайте малышу о детском саде только хорошее, создавайте у него положительный образ. Можно рассказать о каких-то своих приятных впечатлениях или о том, что вы слышали о садике, куда собираетесь его отдать. Наше восприятие событий часто зависит от настроя, так что, если ребенок будет знать о предстоящем мероприятии только хорошее, у него появится больше шансов воспринять его позитивно. Рассказывайте ребенку о том, как будет устроена его жизнь в детском саду, что и как можно делать, когда надо попросить воспитателя о помощи, как поступить в сложной ситуации. Знание подробностей успокаивает, кажется, что ситуация уже не новая, а очень даже понятная и знакомая.
• Расскажите малышу о том, что он сможет делать в детском саду (играть с другими детьми, рисовать, лепить, играть в игрушки, строить из кубиков).
• Постарайтесь сделать так, чтобы вы могли в адаптационный период, хотя бы первую неделю, забирать малыша пораньше. Тогда привыкание к новой ситуации и неизбежный при этом стресс будут переживаться им легче.
• Водите ребенка в сад постоянно. Ему нужно привыкнуть к новому ритму жизни и понять, что так будет всегда. Не стоит водить его через день, это создает у малыша ощущение нестабильности и непонимания, когда и что будет с ним происходить. Только болезнь может быть причиной не пойти в детский сад.
• Если ребенок с трудом засыпает, договоритесь с воспитателем и дайте малышу с собой на время сна что-то из его любимых вещей или игрушек. Это будет для него маленький кусочек дома, и малыш быстрее успокоится в незнакомой обстановке.
• Если ребенок плачет при расставании с мамой, проанализируйте, так ли тяжело расставаться ему с папой. Если с ним ребенку комфортнее, то пусть во время адаптационного периода папа возьмем на себя труд приводить малыша в детский сад.
• Попробуйте заранее придумать и отрепетировать несколько различных способов прощания утром. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, поглаживание по голове и др. Это поможет ребенку отвлечься от грустных мыслей, а со временем станет своеобразным ритуалом, и будет радовать ребенка.
• Расспрашивайте ребенка о том, что было в садике. Постарайтесь найти приятные воспоминания и обсудить их. Это закрепит положительное чувство. Иногда лучше заранее узнать у воспитателя, что было в этот день в группе и что понравилось вашему чаду, ведь сам малыш может забыть про это или не сумеет объяснить.
• Поскольку все ситуации индивидуальны, будьте в контакте с воспитателем и психологом. Если с адаптацией возникнут какие-то сложности, именно эти специалисты смогут вам помочь, зная всю ситуацию полностью.
• Ну и, конечно, важно, чтобы вы верили, что ребенку в садике будет хорошо.
Одним из наиболее важных моментов в процессе адаптации является, как ни странно, уверенность ребенка в родителях. Малыш должен знать, что вы на его стороне и будете его защищать, если случится что-то, с чем он не сможет справиться. Он должен быть уверен в том, что может рассказать вам свои радости и горести и надеяться на поддержку и помощь ему в сложной ситуации. Уважаемые родители! Вы должны знать, что даже самый замечательный детский сад не сможет сделать для ваших детей все. Детский сад призван помочь вам, а не заменить вас. Без вашей помощи просто нельзя. Чтобы малышу было комфортно в детском саду необходимо объединить наши усилия во благо ребенка.
Литература:
1. Алямовкая В. «Ясли – это серьезно» М. 1999.
2. Доронова Т. А. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1.