Лучший педагог года

Пение начинается с фольклора (из опыта работы музыкального руководителя) (1 фото)

Виктория Пушкарева
Пение начинается с фольклора (из опыта работы музыкального руководителя)
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Выступление на тему:

«Пение начинается с фольклора»

Разработано

музыкальным руководителем

Пушкаревой В. В.

с. Левокумское

Публикация «Пение начинается с фольклора (из опыта работы музыкального руководителя)» размещена в разделах

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: “Доброе утро!” “Доброе утро” – дошкольный период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, раскрасить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, поговорки, басенки, задорные игры и хороводы. Фольклор оказывает нравственное влияние, пробуждает в ребенке чувство прекрасного, любовь к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Благодаря простоте и мелодичности звучания песен, потешек, прибауток, сказок, этих маленьких шедевров, полных глубокой мудрости, лиризма и юмора, дети их легко запоминают, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения, обращенные к детям, а также произведения, бытующие среди детей и исполняемые детьми для себя. В основном, это малые жанры фольклора, то есть небольшие по объему фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь ребенка рано, задолго до овладения речью.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу или городу. Еще в свое время К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. «Русский фольклор представляет собой - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки. Каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект». В работе по приобщению детей к русской народной культуре я использую следующие методы:

· наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

· словесный метод (чтение стихов, загадки, пословицы, поговорки и т. д.);

· игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, игры-хороводы).

· практический метод (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий).

Процесс музыкальной деятельности в нашем ДОУ осуществляется реализацией основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Данная программа предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку.

В процессе всей моей музыкальной деятельности я так же стараюсь привлекать детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитанию на народных

традициях и обрядах. Исходя из этого, в данной работе я определяю следующие задачи:

знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

формирование исполнительских навыков в области пения, музыкально-ритмических движений;

развитие воображения, эмоциональности, творчества ребенка.

Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:

1) Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

2) Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

3) Знакомство с народными музыкальными инструментами.

4) Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Одной из форм приобщения детей к народной культуре является НОД в детском саду, в процессе которой я знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках.

Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте, с использованием фольклора является слушание-восприятие, игры и пение. Я считаю, что детям необходимо слушать хорошую, добрую, доступную музыку, какой является народная музыка, потому что в данном возрасте способность ребенка воспринимать, запечатлевать информацию (интонационный строй мелодии, содержательность и выразительность речи) просто огромна. В ОД использую колыбельные песни, пестушки, потешки. Этот песенный материал несложен и по образности: «Зайка», «Петушок», «Дождик», и по мелодическому, и ритмическому строю, легко усваивается детьми. Колыбельным песням я уделяю особое внимание, ведь они таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Спокойная музыка и мелодичные напевы оказывают терапевтическое воздействие, создают у детей положительный эмоциональный настрой. Азы музыкально-ритмических движений закладываются при пении пестушек, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка. Стараюсь подобрать такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и рифмованной речи. Все это впоследствии трансформируется в умение правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода. Например: «Ладушки» - хлопать в ладоши; «Пальчики пляшут» - игра пальчиков и др. С целью развития у малышей чувства ритма использую игру на детских музыкальных инструментах : погремушках, ложках, колокольчиках, бубнах. Эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх, на праздниках и развлечениях. Дети среднего возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу. В легкой, доступной форме я начинаю знакомство с народным календарем. Для этой работы подобрала практический материал: песни, игры, хороводы, отражающие времена года. Наблюдения показали, что создавая музыкальный фон в трудовом процессе, дети испытывают удовольствие и одновременно получают представление о смысле и содержании труда осенью, весной. Продолжаю знакомить с колыбельными песнями, обращаю внимание детей на различные виды фольклорных песен : лирические, плясовые, шуточные, игровые. Использую эти виды песен как в ОД, так и на праздниках. Особой популярностью у детей пользуются игры и хороводы. Хороводам присуща драматизация – «Каравай», «Заинька в огороде», «Весна – красна», «Мы на луг ходили» и др. Во всех играх усилена развлекательная функция: исход игры – это, по существу, «ловишки». В старшем дошкольном возрасте я углубляю сведения о русской национальной культуре, стараюсь дать детям больше музыкального материала, направленного на освоение музыкальных традиций. Даю детям обширный этнографический и музыкальный материал, направленный на освоение фольклорных традиций. Продолжаю развивать интонационную выразительность, акцентирую внимание на правильности интонирования и напевности, на умении слышать себя и своего соседа, на ритмичность движений в играх, плясках и хороводах. Вся работа с детьми строится на обрядах - потому что для ребенка - это прежде всего встреча со сказкой. Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок, они спонтанны и основываются на знакомом фольклорном материале. На осенних посиделках вместе со старушками – веселушками Даниловной и Гавриловной радуемся хорошему урожаю, празднуем Покров, устраиваем капустные вечеринки. Ко дню матери проводим праздники: «При солнышке тепло, при матери – добро», «В низенькой светелке». Встречаем и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц – «Сорок сороков», приносим веточки вербы и ждем, пока они распустятся. На Пасху красим яйца, устраиваем конкурс на самое красивое яичко к Христову дню, а так же проводим такие праздники: «Как на Пасху куличи» и «Светлое Христово воскресенье». Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает детей к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции — к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.

Пение начинается с фольклора (из опыта работы музыкального руководителя)
Публикации по теме:

Годовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Задачи М А Д О У на 2018- 2019 уч. год. : 1. Развитие основных видов движений.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Годовой план работы музыкального руководителя с родителямиГодовой план работы музыкального руководителя с родителями ЗАДАЧИ Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка. Диагностировать характер.

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя; их применение становится неотъемлемой частью в процессе.

Из опыта работы классного руководителя в начальной школе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Кемерово «Из опыта работы классного руководителя».

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пение начинается с фольклора (из опыта работы музыкального руководителя)
Опубликовано: 31 декабря 2019 в 14:50
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пение начинается с фольклора (из опыта работы музыкального руководителя)» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Пушкарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД