Светлана Юдина
Опыт работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование в ДОУ
Введение:
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и ”как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Публикация «Опыт работы по теме „Детское экспериментирование в ДОУ“» размещена в разделах
Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.
Цели и задачи представлены на слайде
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам:
Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования. Особенно он эффективен для повышения познавательной активности и, как правило, используется для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.
1.2 Экспериментирование как средство формирования познавательной активности.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента : Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном. Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. посмотрите на слайде.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
1.3 Формирование навыков экспериментирования у дошкольников.
Старший дошкольный возраст
У детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаются искать на них ответы. Как правило, они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так.», «Давайте посмотрим, что будет, если.». Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика. Без поддержки со стороны взрослого речь детей постоянно прерывается паузами.
Ребятам шестого года жизни становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?».
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции. как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают выводы
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательной активности старших дошкольников.
2.1 Система работы по экспериментированию.
1. В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка, была создана предметно – развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода для исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, оборудовали и оснастили «Детскую лабораторию».
2. Усовершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми, которая заключается:
- в преобразовании предметно – развивающей среды,
- в подборе и наработке конспектов; в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования.
3. Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности дошкольников.
Для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью необходимо разработать диагностические методики или использовать уже существующие в дошкольной педагогике.
4. Необходимо знать и соблюдать структуру детского экспериментирования
представлена на слайде.
2.2 Общие методические рекомендации в руководстве с детскими исследованиями : тоже представлены на слайде.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Центре -науке ”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.
С детьми проводятся экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
В блоке организованного обучения проводятся образовательная деятельность обобщающего характера. Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.
Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы.
Условно их можно разделить на группы: представлены на слайде
Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения.
2.3. Анализ эффективности использования детского экспериментирования.
Целью моей работы является установление эффективности использования детского экспериментирования как средства формирования познавательной активности (на примере ознакомления с неживой природой).
Мной были определены показатели и подобраны диагностические методики. В. С. Юркевича «Изучение познавательных интересов»; Л. Н. Прохоровой «Отношение детей к экспериментальной деятельности»
1. Свою работу я начала с определения уровня знаний о неживой природе.
Для определения уровня знаний о неживой природе я составила следующие вопросы: посмотрите на слайде.
Результаты деятельности оценила следующим образом:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы Средний уровень (2 балла). Ребенок называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего(1 балл). Ребенок не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
На основании обследования я вывела общий уровень знаний каждого ребенка. В итоге мы получили:
Высокий уровень – 10%
Средний уровень – 39%
Низкий уровень – 51%
По результатам выявленного уровня знаний о неживой природе установлено, что отсутствуют знания о свойствах воздуха, камней, воды, и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.
2. Провела наблюдение за отношением детей к экспериментальной деятельности.
В процессе детского экспериментирования дети учатся :
видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. На данном этапе я наблюдала за тем, чему отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности. (Экспериментирование, ИЗО деятельность, игровой уголок)
Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей группе распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (44%)
2 место – ИЗО деятельность (40%)
3 место - экспериментирование (16%)
Т. е. экспериментирование заняло последнее место,
3. Изучила познавательные интересы.
Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности я провела наблюдение. Основой послужила анкета "Изучение познавательных интересов" (В. С. Юркевича).
Из приведенных в таблице результатов видно, что:
11% детей – познавательная потребность выражена сильно.
73% детей – познавательная потребность выражена умеренно.
16% детей – познавательная потребность выражена слабо.
Таким образом, мы видим, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
2.4. Организация опытно-экспериментальной деятельности.
Совместная деятельность взрослого с детьми была основной в опытно- экспериментальной деятельности.
Здесь мы проводили различные опыты и наблюдения, познавательные беседы.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировала предположения детей, помогала им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Я учила ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.
В блоке организованного обучения проводила образовательную деятельность обобщающего характера.
С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Мной была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы и занятия, которые я использовала в работе с детьми. Подборку практического материала по разделу «неживая природа» распределила по блокам.
Экспериментирование с воздухом.
Экспериментирование с водой.
Экспериментирование с проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках.
Таким образом, работа показала, что использование целенаправленного систематического применения экспериментов позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д
Глава 3. Результат целенаправленной работы по опытно-экспериментальной деятельности.
Положительный результат проводимой работы подтвердили результаты диагностики.
1. На основании проведённого обследования я вывела общий уровень знаний детей о неживой природе. В итоге я получила:
Высокий уровень – 67%
Средний уровень – 28%
Низкий уровень – 6%
2. Результаты наблюдений за детьми показали, что отношение к экспериментированию после проведённой работы в группе улучшилось.
Предпочтения детей распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (44%)
2 место - экспериментирование (33%)
3 место – изо деятельность (23%)
Т. е. экспериментирование заняло второе место
3. Познавательная потребность у детей повысилась.
55% детей – познавательная потребность выражена сильно.
40% детей – познавательная потребность выражена умеренно.
5% детей – познавательная потребность выражена слабо.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
- знания детей о неживой природе
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими.
Проведённые исследования зафиксировали рост уровня знаний о неживой природе, а также рост уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень знаний детей о неживой природе повысился на 57 %, а низкий уровень сократился на 45 %.
Количество детей, у которых познавательная потребность выражена сильно выросло на 44%, а количество детей, у которых познавательная потребность выражена слабо сократилось на 11%.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования).
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были решены, цель достигнута.
Вывод:
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
В процессе работы я выяснила, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.