Галина Павлова
Консультация для родителей «Что делает педагог-психолог в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель детского сада. А, что же делает педагог- психолог в детском саду?
Большинство родителей полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически неадекватен. Уверяю вас, это не так. Педагог - психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это уже сообщает о том, что данный специалист не врач. Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.
Цель работы педагога - психолога - сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.
Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами детского сада помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:
Первое направление – это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, вы можете и должны обращаться к психологу, когда вам кажется, что с ребенком что-то не так.
Второе направление – это диагностика. В течение всего учебного года проводиться психолого-педагогическая диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне выявляются проблемы, то психолог совместно с воспитателем и родителями старается их решить.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации, также в течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
В течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования. Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с помощью специальных тестов и методик выявляется причина. И проводится коррекционная работа.
Позже в подготовительных группах проводиться отдельный вид диагностики – это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.
Так же проводиться коррекционная работа. Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью планируется и проводится с ребенком коррекционная работа.
Развивающая работа. В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в течение года будет делать основной акцент. Например, тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор.
И конечно, так же проводится индивидуальная работа.
Не нужно пугаться, если педагог - психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. Приглашая вас, он хочет поделиться информацией о психическом и эмоциональном состоянии вашего малыша.
Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:
адаптация ребенка к детскому саду
уровень развития психических процессов
эмоциональное состояние малыша
его самооценка
положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот)
отношение ребенка к воспитателям
уровень его тревожности или агрессии…
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».
Труд педагога-психолога, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.
И, конечно же, работа с Вами, родители :
1. Участие в тематических встречах.
2. Оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии.
3. Консультирование.
4. Изучение стиля семейного воспитания.
5. Участие в родительских собраниях.
Уважаемые родители! Многогранна личность человек, малыши как необработанный бриллиант в наших с вами руках могут засиять и засерать своими гранями. Немаловажная роль в развитии личности имеет художественная литература. Детям нужно читать каждый день, это хорошая привычка сближает поколение детей и их родителей.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с искусства общения.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, умения видеть эмоции, переживания, чувства героев художественного произведения. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
На 5 году жизни дети более самостоятельны в восприятии художественного произведения, легко устанавливают цепочку событий и при необходимости вычленяют отдельные факты из этой цепи. Благодаря развитию воображения, роль наглядности несколько ослабевает, но не исчезает. При отсутствии иллюстрации к какой-либо части произведения, дети способны создать ее в своем воображении и уточнить при помощи последующих картинок. У ребенка 4 - 5 лет появляется умение проводить грань между реальным и фантастическим, сказкой и рассказом. Дети чутко вслушиваются в каждое слово произведения, могут пофантазировать, и, построить свою сюжетную линию, раскрыть эмоции героев, их чувства и переживания. Учите детей высказываться по прочитанному художественному произведению.
Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические. Учим детей общаться со сверстниками, взрослыми, которые его окружают.