Екатерина Бондаренко
Выступление на родительском собрании в логопедической группе «Наши дети на пути к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании в логопедической группе
Цель: привлечение родителей к совместной работе по развитию речи старших дошкольников.
Задачи:
1) Познакомить родителей с критериями речевой готовности ребёнка к школе.
2) Рассказать о влиянии нарушений развития речи старшего дошкольного возраста на обучение в школе.
Публикация «Выступление на родительском собрании в логопедической группе „Наши дети на пути к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
3) Способствовать осознанию родителями того, что только совместными усилиями можно добиться высоких результатов по подготовке ребёнка к школе.
Предварительная работа: изготовление буклета по теме, брошюры.
Оборудование: буклет, брошюра, мяч, дидактическая игра «Какой цвет?».
ХОД:
Теоретическая часть:
Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребёнка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определённых навыков.
Речевая готовность ребёнка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без неё невозможна коммуникация с преподавателями и сверстниками.
Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребёнка в освоении школьных дисциплин и его социализация.
Речевая готовность ребёнка к обучению в школе – значимое и очень важное звено в общем понятии «готовность к школьному обучению», поскольку достаточно развитая речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе и является базой для овладения процессами чтения и письма. Сегодня мы подробно рассмотрим те критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению, на которые обязательно необходимо обратить пристальное внимание:
Практическая часть:
1. Состояние звукопроизношения, или уровень сформированности звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Как родители могут повлиять на процесс автоматизации поставленного звука? Конечно, постоянно поправлять речь ребёнка, обращать внимание на «трудный» звук, проговаривать слово с ребёнком и прочее. Тогда процесс автоматизации пройдёт качественно и поставленный звук закрепится в свободной речи ребёнка.
2. Состояние фонематических процессов. Этот критерий подразумевает умение ребёнка подбирать слова с определённым звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и т. п.
- Для того, чтобы вся эта поступающая информация лучше усвоилась, предлагаю Вам закреплять услышанное упражнениями и играми. К примеру, я Вам задаю звук, а Вы, поймав мяч, называете слово, которое начинается на этот звук.
- Следующая игра: подумайте, какой звук первый в слове «РОЗА». А какой последний?
- А сколько всего звуков в слове «МАМА». А сколько в этом слове согласных звуков? А сколько гласных звуков в этом слове?
- Подумайте, сколько твёрдых согласных в слове «МОЛЬ»? Назовите этот звук. А сколько мягких согласных? Назовите этот звук.
3. Состояние грамматического строя речи (здесь отмечается умение пользоваться разными способами словообразования, словоизменения, грамматически верного согласования, умение образовывать прилагательные от существительных и прочее).
- В этом нам помогают уже очень хорошо известные Вам игры. Давайте поиграем в первую из них, которая называется «Назови ласково», с помощью которой дети упражняются в словоизменении. К примеру, я называю Вам слово «ДОМ», а тот, кто поймал мяч говорит «ДОМИК».
Речевой материал: стол-столик, лист-листик, чашка-чашечка.
- Следующая игра называется «Один-много». Эта игра закрепляет умение в словоизменении. К примеру, я задаю Вам слово «СТУЛ», а тот, кто поймал мяч говорит «СТУЛЬЯ».
Речевой материал: кнопка-кнопки (кнопок, книга-книги (книг, диван-диваны (диванов).
- Теперь поупражняемся в умении грамматически, верно, согласовывать прилагательное с существительным. Я Вам покажу карточку с определённым цветом, а также предмет гардероба. Ваша задача – согласовать слова. К примеру: жёлтый шарф, но жёлтое платье.
4. Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребёнок в норме безошибочно произносит слова сложной слоговой структуры, к примеру, велосипедист, экскурсовод и т. п.
5. Состояние словарного запаса. В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов всех частей речи.
- Какие Вы знаете части речи? (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица).
6. Состояние связной речи. Ребёнку важно уметь отвечать полным предложением на вопросы, уметь описать предмет или ситуацию на улице, продолжить предложение, сочинить, например, сказку и пересказать текст.
7. Уровень развития мелкой моторики. Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста; игры с конструктором, сбор паззлов, мозаик, завязывание и развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, штриховка, нанизывание бус, бисероплетение и т. п.
8. Состояние пространственных функций (умение определять «право-лево» в различных условиях (ориентировка в собственном теле, в пространстве, на листе бумаги, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевернутые, заштрихованные, наложенные друг на друга и прочее).
- Чтобы не отнимать много времени, для совместной работы я подготовила брошюры. На второй-третьей страницах собраны подобные игры. Возьмите с собой брошюру и поиграйте с ребёнком дома.
9. Уровень развития процессов памяти, внимания, мышления.
Таким образом, обобщая всё вышесказанное, к началу обучения в школе ребёнку важно уметь:
• строить сложные предложения разных видов;
• составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
• находить слова с определенным звуком;
• определять место звука в слове;
• уметь делить слова на слоги;
• различать жанры художественной литературы (уметь отличать сказку от
стихотворения, рассказа);
• иметь представления о сезонных явлениях природы;
• знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
- На 4 странице брошюры небольшая анкета с этой информацией. Как Вы считаете, Ваш ребёнок владеет этими умениями? Для того, чтобы это узнать наверняка на последующих страницах увлекательные задания для Ваших ребят. Попробуйте поиграть дома.
Итак, что же могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Самое основное, это создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей:
учитывайте важность речевого окружения ребенка. Речь окружающих ребенка взрослых должна быть четкой, грамотной, родителям необходимо активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
больше читайте, рассматривайте иллюстрации в книге, пусть ребенок пробует читать сам;
развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, плетите из бисера);
работайте над развитием познавательных способностей ребёнка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы;
• будьте последовательными в своих требованиях, с пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу;
• не ругайте ребёнка за ошибки, не упрекайте в лени и невнимательности;
• осуществляйте позитивный настрой ребёнка на занятия с педагогами, а также регулярно посещайте детский сад.
- И в заключении хотелось бы сказать о том, что у нас есть в запасе время до поступления Ваших детей в школу. Воспользуемся этим временем с пользой!