Батищева Татьяна Васильевна
Развитие познавательных процессов детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных процессов детей 4–5 лет
Цель:
- расширение контакта между педагогом и родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- ознакомление родителей воспитанников с развитием познавательных процессов детей 4 – 5 лет;
Задачи:
- Способствовать приобретению родителями практических знаний и навы-ков по развитию познавательной активности у детей;
Публикация «Развитие познавательных процессов детей 4–5 лет» размещена в разделах
Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности у детей.
Ход собрания:
1. Вступительное слово педагога:
Добрый день, уважаемые родители!
Прежде чем мы перейдем к собранию, мне хочется поблагодарить всех родителей принявших участие в благоустройстве группы и в приобрете-нии всего необходимого для детей и группы. Спасибо Вам за то, что Вы откликаетесь на просьбы, а не проходите мимо. Хотелось бы чтобы в дальнейшем мы также дружно и сплоченно шли с Вами в одном направ-лении.
Перейдем к вопросу: «Развитие познавательных процессов детей 4 – 5 лет»
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершен-ствование обследования предметов. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его про-странстве. При обследовании несложных предметов он способен придер-живаться определё нной последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем - дополнительные части.
Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целена-правленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случа-ях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно пред-ставлять этот объект.
Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребёнку предложить план части групповой комнаты, то он поймёт, что на нём изображено. При этом возможна незначительная помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С по-мощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).
К этом возрасте внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы).
Также в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, догонялки).
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздаю-щее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встре-чаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрос-лых, видит на картинках и т. д. В них часто смешивается реальное и ска-зочное, фантастическое. Воображение помогает ребёнку познавать окру-жающий мир, переходить от известного к неизвестному. Однако образы у ребёнка 4-5 лет не совсем сформированные и зависят от меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют целенаправленные действия воображения. Детские сочинения ещё нельзя считать проявлением продук-тивного воображения, так как они в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Элементы же продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисова-нии, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают со-трудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, пору-чения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их по-хвале. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с други-ми видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельно-стью).
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре де-тей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представ-ления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внима-ние сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребё нок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта. Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произ-ведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоп-лении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её со-держании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запом-нить название произведения. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситу-ации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. В среднем до-школьном возрасте активно развиваются такие компоненты детского тру-да, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе осво-енных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самооб-служивания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобрази-тельная деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисун-ка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими тех-ническими умениями и навыками. Они могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на па-литре краски; начинают использовать цвет для украшения рисунка; могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылеплен-ные предметы, используя стеку и путём вдавливания.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами (хотелось бы отметить, чтобы дома тоже ребенок учился пользоваться ножницами, правилам поведения с ножницами.
2. Поздравление с праздником Днем матери.
28 ноября – праздник День Матери. И хочется поздравить с этим прекрас-ным наступающим праздником, вас милые – мамы. И пожелать Вам креп-кого здоровья, побольше улыбок, заботы и внимания от своих детей, и чтобы они Вас только радовали.
3. Коротко о разном.
И последний вопрос – это вопрос Разное.
Хотелось бы поговорить о подготовке к Новому году, украшение группы, подарки детям.
Хотелось бы теперь услышать ваши вопросы.
На этом наше собрание заканчивается. Спасибо всем за внимание.