Ирина Панина
Кинезиология как составляющая системы здоровьесбережения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология как составляющая системы здоровьесбережения в ДОУ.
Подготовила:
воспитатель старшей группы
Панина И. Н.
Слайд 1
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: приоритетная задача образования – это здоровье нации. При этом здоровье понимается как состояние телесного, душевного и социального благополучия, а нетолько отсутствие болезней и физических дефектов»
Публикация «Кинезиология как составляющая системы здоровьесбережения в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
СЛАЙД 2
Так как для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольная образовательная организация, где дети проводят до 70% времени бодрствования. То кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним детский сад, она должна предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, вчастности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
СЛАЙД 3
Основная цель кинезиологии : развитие межполушарных взаимодействий,
способствующих активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
o - Развитие межполушарной специализации.
o Синхронизация полушарий.
o Развитие общей и мелкой моторики.
o Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
o Развитие речи.
o Формирование произвольности.
o Снятие эмоциональной напряженности.
o Создание положительного эмоционального настроя
СЛАЙД 4
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно
продолжается после рождения. Основное развитие межполушарных связей происходит у девочек до 7-ми лет, умальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанныхмежду собой системой нервных волокон, которое называется «мозолистое тело». Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
СЛАЙД 5
Полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела является одним из основных условий для успешного обучения и развития ребенка в школе.
Межполушарное взаимодействие можно развить через кинезиологические упражнения.
СЛАЙД 6
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа, направленная на развитие ребенка, должна строиться от развития движений к мышлению, а не наоборот.
Нужно заметит, что кинезиологические упражнения доступны уже с раннего возраста. Многие кинезиологические упражнения встречаются в потешках, пальчиковых играх, песенках инсценировках: «Гуси-гуси», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит» и др. Стихи и песенки очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать.
После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с четырех-пяти лет дается комплекс пальчиковых кинезиологичеких упражнений. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность заданий. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («заяц-коза», произносимыми вслух или про себя. Осуществление речевого контроля помогает гиперактивным детям сконцентрировать внимание на упражнении.
СЛАЙД 7
Кинезиологические упражнения для детей раннего и младшего дошкольноговозраста.
Колечки. Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении. Чуть подросший малыш (2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.
Зайчик - ( поднять вверх 2 пальца: указательный и средний)
Коза-дереза - (и. п. «зайчик», пальцы направлены вперед, шевелим «рожками»- бодаемся)
СЛАЙД 8
Дом - пальцы прижаты друг к другу, руки образуют крышу.
Ежик - ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх
Замок - (пальцы обеих рук переплетены в «замок»)
СЛАЙД 9
Содержание работы по применению
кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи:
снятие эмоциональной напряженности, создание положительного эмоционального настроя;
развитие межполушарного взаимодействия, внимания, памяти, воображения;
развитие мелкой моторики, речи, мышления;
активизация работы мышц глаз;
формирование добрых чувств по отношению к близким;
формирование самостоятельности, уверенности в себе,
повышение самооценки.
СЛАЙД 10
Кинезиологические упражнения для детей старшего дошкольного
возраста.
Одновременное скатывание пластилина двумя руками.
Катаем пластилин сначала правой, затем левой рукой, потом одновременно двумя руками в зеркальном направлении.
Пианино.
Положив ладонь на плоскость стола попеременно поднимаем пальчики, начиная с большого и заканчивая мизинцем, а затем в обратном направлении. Упражнение выполняем сначала правой, затем левой рукой, потом обеими руками одновременно.
СЛАЙД 11
Использование межполушарных досок или одновременное выполнение зеркально написанного задания.
С помощью межполушарной доски или распечатанного задания выполняем одинаковые движения двумя руками в зеркальном направлении.
СЛАЙД 12
Кулак—ребро—ладонь.
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
СЛАЙД 13
Усложненный вариант упражнения «Колечки»
На правой руке большой палец соединяется с указательным, а на левой – с мизинцем, далее большие пальцы последовательно «Здороваются» с остальными пальчиками.
Ухо — нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
СЛАЙД 14
Зайцы и козы
Сначала показываем обеими руками зайца, затем Козу, а потом левой рукой показываем зайца, а правой –козу.
Я хороший
Ребенок одновременно левой рукой поглаживает себя по животу, а правой ритмично прикасается к макушке. Руки меняются.
СЛАЙД 15
Лягушка
Правая рука сжата в кулак, лежит на столе, левая рука лежит спокойно ладонью вниз. Поменяли руки.
СЛАЙД 16
Схема глазодвигательных упражнений.
Движение глаз начинается по коричневым линиям – сначала в горизонтальной плоскости, затем вертикально. По красной линии по часовой стрелке, затем по синей – против часовой. Завершается упражнение описыванием восьмерки против часовой стрелки по зеленой линии в горизонтальной плоскости.
против часовой
СЛАЙД 17
Кинезио упражнения находят свое применение и в режимных моментах и в свободной игре детей.
СЛАЙД 18
По мере усвоения материала рекомендуется усложнять задания:
o увеличивать скорость выполнения упражнений,
o выполнять с закрытыми глазами, (исключить зрительный контроль)
o включать в упражнение глазодвигательные движения или артикуляционные упражнения;
o исключить показ и ориентироваться только на голос педагога.
СЛАЙД 19
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
-занятия проводятся ежедневно;
-занятия проводятся утром по 7-10 минут, как часть занятия для детей дошкольного возраста;
-занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
-упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
СЛАЙД 20
Упражнения рекомендовано проводятся по специально разработанным комплексам. В комплексы включаются дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица, упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела, упражнения на крупную и мелкую моторику.
•. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль ипроизвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание.
• Глазодвигательныеупражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, способствуют профилактике глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
• Упражнения на релаксацию организма способствуют расслаблению, снятию напряжения.
СЛАЙД 21
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию общих способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.
Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Слайд 22 Литература
Слайд 23 Спасибо за внимание