Наталья Овчинникова
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов по творческому проекту «В мире сказок В. Г. Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
Д. Дидро
Чтение для дошкольника – это общение с родителями, с окружающими взрослыми. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга. Книга — необходимый элемент духовной жизни ребенка. Она совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Именно она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. В результате чтения книг у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.
Публикация «Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов по творческому проекту „В мире сказок В, Г, Сутеева“» размещена в разделах
В последнее время утрачиваются традиции семейного чтения, художественная книга остается не тронутой, всё чаще живое общение родителей с детьми заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Наш творческий проект по знакомству с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.
«Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям» написал в своей автобиографии в 1968 году талантливый сказочник и добрый волшебник, известный художник и писатель, кинорежиссёр и сценарист-мультипликатор Владимир Григорьевич Сутеев.
Самые добрые начала формируются с детства. С первой книжкой, с первой картинкой, с первой улыбкой. Ни один малыш не вырос без картинок Сутеева! Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация формирует у детей эстетический вкус, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета.
Искусство В. Г. Сутеева обращено даже к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремленно, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты.
Чем же так сильно нравятся малышам сказки Сутеева? Сюжеты их необыкновенно просты и понятны, они понятны даже самым маленьким детям. Каждая из этих замечательных сказок несет подлинные свет и добро, учит искренней дружбе, порицает такие черты как жадность и трусость. Сутеев сказки писал таким образом, что они легко и ненавязчиво преподносят малышам первые уроки морали, подлинной любви к природе, а также борьбы со злом. Человек, который впервые в жизни взялся читать Сутеева удивится на сколько его произведения отличаются остроумием, правильным чувством юмора, живостью и простотой. Рассказы Сутеева способны без нудного морализаторства объяснить детям простые истины, показать где кроется правда, а где скрывается ложь. Добро в его сказках и рассказах всегда выходит победителем.
Произведения В. Г. Сутеева с первого издания вошли в классику библиотеки для детей. Писатель и художник внес неоценимый вклад в развитие не только отечественной, но и мировой детской литературы и мультипликации. Его произведения, переведенные на 36 языков, постоянно издаются в Европе, США, Японии и Мексике.
Название проекта : «В мире сказок В. Г. Сутеева»
Цель проекта : Формирование у детей интереса к книгам через знакомство с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева.
Задачи:
• Способствовать формированию у детей интереса к книгам через знакомство с творчеством В. Г. Сутеева.
• Формировать навыки связной речи, интонационной выразительности.
• Пополнять и активизировать словарный запас детей.
• Развивать артистические способности и творческий потенциал детей.
• Формирование у детей нравственных ценностей и качеств личности через анализ содержания произведений В. Г. Сутеева.
• Воспитывать у детей стойкий интерес к художественной литературе, бережное отношение к книге.
• Развивать психические процессы, мелкую и общую моторику детей.
• Способствовать поддержанию традиций семейного чтения и активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Тип проекта : творческий, информационный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
По количеству участников: коллективный
Участники проекта : дети компенсирующей группы с ТНР, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
• Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств, необходимых для реализации проекта.
• Постановка цели, задач, составление паспорта проекта.
• Составление анкеты для родителей «Читаем детям».
• Информирование родителей о предстоящем проекте.
• Подбор литературы, иллюстраций, работа с методическим материалом.
2 этап - основной
План мероприятий.
• Выставка книг и иллюстраций «В. Сутеев для детей»
• Мультимедийная презентация: «Этот сказочник - Владимир Сутеев».
• Чтение сказок В. Сутеева
• Просмотр мультфильмов «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Мешок яблок»
• Пересказ сказок В. Сутеева по мнемотаблицам
• Интерактивные игры и викторины по сказкам В. Сутеева : «Доскажи словечко»,«Отгадай сказку»,«Кто, из какой сказки»,«Собери сказку в картинках»
• Кроссворд «Отгадай, кто это?»
• Графический диктант «Бабочка», составление задачи по сказке «Под грибом»
• Подготовка и изготовление атрибутов к инсценировке по сказке «Петух и Краски».
• Пальчиковая гимнастика «Под грибом»
• Детские творческие работы «Рисуем сказку», «Три котенка»
• Картинки-раскраски по В Сутееву
• Лепка по сказке «Мешок Яблок»
• Ремонт детских книг
• Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Кто быстрее соберёт грибы в корзину».
Работа с родителями:
• Обсуждение проекта с родителями.
• Анкетирование родителей «Читаем детям».
• Консультации: «Ребёнок и книга» «Первые шаги юного читателя», «О вреде телевизионного и компьютерного воспитания».
• Мультимедийная презентация: «Этот сказочник - В. Сутеев».
• Памятки «Как приобщить дошкольника к чтению?», «Выбираем книгу для дошкольника»
• Участие в организации выставки книг «В. Сутеев для детей».
• Фотовыставка «Читаем всей семьей».
• Участие с детьми в выставке рисунка и творческих работ «В мире сказок В. Сутеева»
• Подбор картинок-раскрасок по сказкам В. Сутеева.
3 этап - заключительный.
• Выставка рисунков и творческих работ по произведениям В. Сутеева.
• Фотовыставка «Читаем всей семьей».
• Инсценировка по сказке «Петух и Краски».
• Итоговое занятие «Путешествие по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева».
Предполагаемый результат проекта :
-Участие в проектной деятельности станет для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством развития связной речи, способом выражения и развития творческих способностей :
• Дети имеют представление о жанре авторской сказки;
• Умеют анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать;
• Умеют воспроизводить содержание знакомых произведений;
• Умеют пользоваться средствами художественной выразительности;
• Умеют передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности (рисовании, драматизации);
• Умеют определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки по теме;
-Участники проекта получат не только новые знания, но и приобретут навыки бережного отношения с книгой.
-Участие в проекте семей группы способствует возрождению традиций семейного чтения, повысит ценность художественного слова и интереса к книге.
Данный проект разработан для повышения интереса к книге, любви к чтению.
Необыкновенно талантливый человек Владимир Григорьевич Сутеев подарил маленьким читателям множество своих произведений, иллюстраций, мультфильмов. Свой талант Сутеев посвятил служению детям. Именно для них было предназначено все его творчество и вся его жизнь.
До настоящего времени книги с иллюстрациями В. Г. Сутеева любимы не только детьми, но и взрослыми.
Литература
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"
2. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова
3. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/М. Просвещение, 2015.
4. «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР» Ю. А. Фадеева, И. И. Жилина;
5. «Развитие игровой деятельности» Н. Ф. Губанова
6. «Ребенок и окружающий мир» О. Б. Дыбина
7. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007
8. Журнал «Дошкольное воспитание»
9. Журнал «Ребёнок в детском саду»
10. Журнал «Обруч».