Ольга Ремнева
Как рассматривать с детьми иллюстрации Ю. Васнецова к русским народным сказкам
▼ Скачать + Заказать документы
Родные с детства иллюстрации Ю. Васнецова.
Воспитатель: Ремнева О. Н.
ГБОУ Школа № 480
Сказки сопровождают нас с колыбели.
Период раннего и дошкольного детства ведущий в развитии человека.
Возраст до пяти лет богатейший по способности ребенка быстро и жадно
познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью
начинают овладевать культурным наследием человеческого общества.
Публикация «Как рассматривать с детьми иллюстрации Ю, Васнецова к русским народным сказкам» размещена в разделах
Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь,
усваивая способы действия с предметами, ребенок осваивает многовековой опыт человечества.
Особенно важно начать с детских лет воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства, способность самостоятельно думать над ними. Это побуждает в ребенке творческое начало, формирует эстетическое
восприятие мира.
В детской книге сочетаются два вида искусства: художественное слово и
изобразительное искусство живописи, графики. Чем меньше ребенок, тем
большее значение имеют для него яркая, многокрасочная обложка, цветные
рисунки.
Мир красок, линий, воссоздающий на рисунке то, что ребенок непосредственно видит в окружающем мире, ближе ему, чем текст, который понимается лишь по общему звучанию, по отдельным словам, по интонациям.
Многое и в рисунке малыш воспринимает интуитивно, этому помогает гамма
красок, композиция рисунка.
В нашей группе очень много книг с иллюстрациями Ю. Васнецова. Вот кто
умеет раскрыть содержание сказки через свои рисунки!
Иллюстрации, созданные Ю. Васнецовым отмечены оптимизмом,
душевностью и жизнеутверждающей силой.
Создавая рисунок к сказке «Курочка Ряба», художник основным цветом
выбирает темный, почти черный, остальные цвета приглушает, настраивая на
грустный лад. На общем темном фоне голубым, белым, красным, оранжевым
выделяет все то, что ребенку надо заметить, чтобы понять текст. Разрисовав
каждое перышко очень большой курочки Рябы, художник окружает ее мелкими
голубыми цветами, чтобы привлечь внимание ребенка прежде всего к ней и
крупному светлому «простому» яичку. Красный цвет гребешка привлекает
внимание к широко раскрытому клюву: курочка кричит о новом яичке,
успокаивает деда и бабу. Голубые цветы наверху, суживая рисунок, концентрируют внимание на предшествующих событиях: дед и баба белыми
полотенцами вытирают слезы; на скамейке «золотое» яичко. Сияние, идущее от него, помогает заметить и то, что яичко разбито, и силуэт мышки – виновницы происшествия.
Композицией и цветовыми решениями художник как бы руководит
восприятием рисунка и помогает увидеть все самое существенное;
подчеркивает он и то, что золото не приносит счастья.
На рисунке к сказке «Репка» веселые контрастные цвета говорят о радостном
событии. Сказочно большая желтая репка вырисовывается на фоне голубого
неба. Ее величину подчеркивают белые облачка. Все участники событий выделены синим, белым, красным цветом. Художник и здесь дает возможность
ребенку понять все, о чем говорится в сказке. Он учит детей по рисункам
прочитывать все произведение. Взрослые помогут в этом, руководя постепенным рассматриванием рисунков, давая небольшие пояснения, повторяя соответствующие части текста, припоминая их с детьми.
При первом рассматривании важно порадоваться вместе с ребенком самому
виду рисунка, далее сосредоточить все его внимание лишь на самом главном – вот какая большая репка! В следующий раз – рассмотреть с детьми дедку, бабку, внучку, обратить внимание на то, как они удивляются и радуются большой репке, даже руки подняли. Еще позднее, снова рассмотрев репку, дедку, бабку и внучку, напомнив текст: «Внучка за бабку… тянут-потянут – вытянуть не могут», рассмотреть всех персонажей - вот как трудно было вытянуть репку!
Важно помочь детям почувствовать разницу в настроениях, которую
передает рисунок: он может быть грустным (в сказке «Курочка Ряба»,
радостным (в сказке «Репка», тревожным (в сказке «Волк и семеро козлят», к
песенке «Гуси вы, гуси»). Важно научить детей видеть в рисунке все то, что
художник, по-своему прочитав сказку, воплотил в зрительные образы.
Если к цветным рисункам малыш всегда тянется, так как сама яркость красок
влечет его, радует, то к рассматриванию черно-белых рисунков его надо
приучать. Он их не замечает.
К ряду произведений подобраны и цветные и черно-белые рисунки. Так,
например, к сказке «Лиса, заяц и петух» и «Три медведя» Л. Н. Толстого цветные рисунки показывают завязку и кульминационный момент, а черно-белые – промежуточное звено этой цепи событий. Последовательность рассматривания рисунков не должна нарушаться.
Заинтересовав ребенка цветным рисунком, показывают черно-белые, помогая
рассмотреть их.
На цветном рисунке Ю. Васнецова дети увидят, как лиса прогнала зайчика из
его собственного дома. «Идет зайчик и плачет», - говорится в сказке. И
художник изображает это на черно-белых рисунках: на одном из них зайка
вытирает слезы полотенцем, на другом – крупные слезы так и капают. И
полотенце и слезы зайки надо показать детям, иначе они могут не заметить
находок художника.
Увидев воочию, как велико горе зайчика, дети особенно радостно встретят
веселый цветной рисунок – кончилось горе, прогнали лису.
К сказке «Три медведя» Л. Н. Толстого на первом рисунке Ю. Васнецов
изображает девочку, только что вошедшую в дом медведей; на черно-белом
показывает, как она раскачивается на стульчике Мишутки, на последнем
цветном рисунке – как медведи вошли в спальню, где спит девочка.
Художник значительно расширяет текст множеством талантливо найденных
подробностей, давая простор для творческого восприятия рисунков.
При первом знакомстве со сказкой хорошо, если дети отметят, какой
маленькой кажется девочка рядом с громоздкими стульями, столом, как ей,
вероятно, страшно было войти в этот чужой, темный дом. А на черно-белом рисунке показать, что Маша уже не боится. На втором цветном рисунке сначала следует помочь увидеть лишь спящую девочку, вошедших в спальню медведей и окно, в которое затем выскочит она. При повторных рассматриваниях хорошо помочь детям разглядеть все художественные находки и в черно-белом и в цветных рисунках: рассмотреть характерные фигуры медведей, различные размеры мебели, посуды, сопоставить это со сказочными персонажами, найти чашку, ложку, стул, кровать каждого из них.
Хорошо обратить внимание детей на то, как свободно ведет себя девочка в
чужом доме, как раскачивается на стульчике Мишутки, как она держит ложку
(черно-белый рисунок). Это поможет правильно оценить ее поведение.
А еще позднее обратить внимание детей на контраст белого неба (в окне на
первом цветном рисунке) и темного ночного неба за окном спальни (второй
цветной рисунок) и помочь им сделать вывод: вот как долго девочка была у
медведей.
Ю. Васнецов использует живописные средства выразительности для того,
чтобы привлечь внимание детей к виду за окном. То белый цвет, то красный
помогают заметить и темный глухой лес на светлом фоне неба, и ночное небо. И
все это надо помочь разглядеть детям.
Постепенно они увидят множество подробностей жизни медведей: рябина,
грибы сушатся на зиму, у кроватки Мишутки коврик и т. д.
При первых же рассматриваниях рисунков очень важно удержать внимание
ребенка от попыток рассмотреть сразу все подробности, так как внимание детей будет рассеиваться, возникнет пестрая картина множества разрозненных деталей, а цельного впечатления, связи с текстом не создастся. Единство может возникнуть лишь при постепенном освоении рисунка, когда каждая последующая находка, будет дополнять, уточнять уже сложившееся
впечатление.
При этом очень важно, чтобы ребенок не утратил эмоциональности
восприятия рисунка, радовался самому виду его, чувствуя общий настрой
рисунка и его подтекст. Формирование начатков эмоционального мышления –
процесс очень постепенный, длительный.
Рисунки помогают ребенку яснее представить все происходящее, острее
пережить события, заново воспроизвести содержание в своем воображении,
глубже проникнуть в суть произведения.
Ю. Васнецов отдал весь свой талант детям, помогая им понять произведения
русского народа, полюбить их, научиться тянуться к произведениям искусства,
вглядываться, вдумываться, запоминать их.