МААМ-картинки

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста

Нахушева Марьяна Арсеновна
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Приложение №10

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. п. Зольское

Выступление на педсовете

«Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста»

/на малом педсовете/

Разработала воспитатель :

Нахушева М. А.

ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Публикация «Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Изобразительное творчество-это особая деятельность, поскольку её результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребёнок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное-это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребёнка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребёнок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребёнка и, возможно, необычной для всех остальных форме.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребёнка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он ещё не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координаций движений, накоплению цветового опыта, Ребёнок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первый цветовой выбор предлагает взрослый: «Солнышко жёлтое. Выбери краску жёлтую».

* Период раннего и младшего возраста, где всё внимание ребёнка направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными.

* Третий год детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развития конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает не только процесс закрашивания листа, но и восприятия пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям действительно похожи на предметы, названные детьми. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен и штрихов. Выбрав чёрную краску, маленький художник ведёт кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребё нок приговаривает: «Кап, кап, шлёп, шлёп. Это дождик». –Какого он цвета?»-«Чёрный - потому что туча». Меняет цвет. Теперь она жёлтая. «Жёлтый, потому что хороший!» Этот ассоциативный цветовой рисунок, в общем, мало чем отличается от первых каракулей и пятен, с той лишь разницей, что ребёнок даёт характеристику цвета и высказывает своё отношение к нему.

* В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Ребёнок может самостоятельно выбрать красный, жёлтый и зелёный цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры. Их может быть несколько видов. Например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги. Палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного и зелёного цветов. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет - кирпичный, томатный, кровавый, солнечный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но определяется наиболее часто встречающиеся. Такие, как: красный – Дед Мороз, помидоры; оранжевый – апельсин; жёлтый – солнце, цветок; зелёный – лягушка, трава; голубой – вода, небо; синий – море; фиолетовый – (наиболее трудный) свекла, баклажан.

*К четырём-пяти годам, как только ребёнок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог может использовать не только задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Вывески и цветовое оформление закусочных «Макдоналдс» умело сочетают в себе красный и жёлтый цвета, чтобы привлечь внимание маленьких покупателей. Ребёнок усваивает, что это не только цвета яркие, но ещё и вкусные, приятные. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби говорить не приходиться. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение чёрному, коричневому и зелёному.

В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится –не нравится», «красиво - не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением тёмных цветов : чёрные линии, чёрные или тёмно-коричневые образы животных, людей.

Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать своё отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребёнка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребёнок мог творить, сначала его нужно научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребёнка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребёнка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью.

Художники привыкли считать основными три цвета – красный, жёлтый, синий. Эти три цвета соответствуют трём краскам, из которых можно получать путём смешивания наибольшее количество цветов. Но всё – таки основными, главными цветами могут считаться четыре цвета – красный, жёлтый, зелёный и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырёх основных. В европейских языках только эти цвета обозначаются словами, корни которых уходят в глубь времён. Все остальные цвета называются или составными словами (жёлто – зелёный, сине - зелёный, или словами, явно происходящими от слов, обозначающие конкретные предметы: оранжевый (orang-апельсин, фисташковый, лимонно – жёлтый и т. д.

Все эти цветовые характеристики интереснейшим образом воплощаются в детских живописных работах. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для себя колористические решения. Цветовое многообразие порой удивляет. Особенно детей увлекает гуашь. Быстро написанный рисунок гуашевыми красками может быть с лёгкостью покрыт новым слоем. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма, можно добиться различных вариантов в колорите. Интересными могут быть работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. Манера письма тоже очень индивидуальна. Малыши стараются крепко удержать кисть в руке, сильно нажимая на неё. Каждый цвет звучит самостоятельно, ярко. Они припечатывают плоскость кисти к листу или плавно размазывают краску по всей поверхности. Иногда в загадочных каракулях взрослые угадывают реальные образы. Постепенно ребёнок овладевает навыками работы кистью и цветом. Он выбирает для себя собственную манеру письма и колорит.

Цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребёнка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребёнка, будет зависеть и результат.

ЛИТЕРАТУРА:

Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета / Пер. с англ. ,под ред. Д. А. Шкловера. – М. ,1964.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М., 2002.

Приходько Е. Г. Зачем и как знакомить детей с цветом : Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов. – Краснодар, 1993.

Публикации по теме:

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Дидактическая игра для развития восприятия цвета «Разноцветное угощение для мышки»Дидактическая игра для развития восприятия цвета «Разноцветное угощение для мышки» Цель: Научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого ребенка.

Дидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группыДидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группы Хочу предложить Вам пособие на развитие восприятия цвета. Данное пособия изготовила из картонной коробки и стаканчиков из под йогурта.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Значение восприятия природы детьми дошкольного возрастаЗначение восприятия природы детьми дошкольного возраста Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 28 марта 2020 в 22:17
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нахушева Марьяна Арсеновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД