Юлия Батарева
Выступление на педсовете на тему: «Наглядное моделирование в развитии связной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – сензитивный период в обучении ребенка родному языку. От того насколько у ребенка развито умение говорить, насколько богат его активный, пассивный и потенциальный словарь, развит грамматический строй речи, умение связно высказываться – зависит его дальнейшее обучение в школе.
Учить детей дошкольного возраста связной речи – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет и пересказывать текст способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Педагогический опыт показывает, что процесс формирования связной речи происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что дошкольнику сложно поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта или текста, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.
Публикация «Выступление на педсовете на тему: „Наглядное моделирование в развитии связной речи детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Значительно облегчает работу в данном направление использование метода наглядного моделирования.
Область применения данного метода достаточно широка:
- на занятиях по речевому развитию, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с социальным и природным миром (как часть занятия)
- в повседневной жизни (беседы, диалоги)
- в режимные моменты (использование пословиц, поговорок, стихотворений, игр в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и на прогулке)
- в играх-драматизациях, инсценировках, театральных представлениях
Теоретическая база метода – исследования В. В. Гербовой, М. Ф. Фомичевой,О. С. Ушаковой,Р. Н. Бунеева,Т. А. Ткаченко,Э. П. Коротковой,Т. И. Гризик.
Обучение строится по принципу наглядности, т. к. мышление ребенка 3-6 лет носит наглядно-образный характер. Наглядность помогает лучше усвоить и запомнить материал.
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольников четкими, связными и последовательными, т. к. опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются ребенком в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
-принадлежность к родовому понятию
-среда обитания и роста
-размер
-цвет
-форма
-вес
-строение и составные части
-качество поверхности
-материал, из которого изготовлен объект (для неживых объектов)
-способ использования (или какую пользу приносит)
-субъективная оценка
По такой модели можно составить описывание отдельного предмета, который принадлежит к определенной группе.
https://www.maam.ru/images/photos/3fc962375efb686b1cf2117795d38432.jpgСледует отметить, что обучению связной речи с использованием опорных схем-символов должна предшествовать подготовительная
работа, направленная на устранение лексико-грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений. Эти упражнения сопровождают рассматривание и предназначены для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для усвоения подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений. В сочетании с подготовительными упражнениями следует учить детей действиям-замещениям (обозначать каким-либо символом выделяемый признак объекта).
«Укрась слово». Ребенок должен подобрать к предмету слова-эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отображали субъективное отношение ребенка к нему. Кот – ласковый, пушистый, веселый, игривый, полосатый.
«Какой. Какая. Какое?» Ребенок должен подобрать к предмету слова описательные слова-признаки. Яблоко - красное, круглое, сочное, спелое.
«На какую фигуру похож?» Ребенок должен определить, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета. Морковка – треугольная. Яблоко – круглое. Картошка – овальная.
На первом этапе работы воспитатель демонстрирует ребятам схему по определенной лексической теме и объясняет содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т. п. присущи всем предметам. А при составлении описания конкретного предмета из них нужно выбрать те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений целесообразно провести следующие игровые упражнения.
«Расшифруй знаки-символы». Взрослый показывает ребенку модель-схему, а он объясняет значение данного символа.
«Найди ошибку». Воспитатель составляет рассказ с опорой на схему и пропускает одну ячейку. Дети указывают, какую категорию пропустили, объясняя содержание ее условного обозначения.
«Покажи правильный символ». Взрослый показывает предмет и называет любое его качество, ребенок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
На втором этапе воспитатель дает детям образец рассказа. Описывая предмет, воспитатель обязательно должен последовательно показывать на схеме клеточки.
Схемы-модели используются не только при описании предметов, но и профессий, временах года, при пересказывании художественных произведений, сказок, составлении рассказа по картинке, при сравнении предметов и др. Принцип остается тот же. На схеме находят свое условное обозначение те важные моменты, которые необходимо отразить при составлении рассказа: логика описания сюжета, образность, связность текста
- характер внешних признаков и свойств объектов описания
Так, при составлении рассказа по схеме, моделируется сюжет, который ребенок должен восстановить в соответствии с последовательностью картинок на схеме.
В зависимости от возраста и умения пользоваться опорными схемами-символами, на разных этапах детям предлагаются различные по содержанию схемы. Рассказ-описание может быть разной степени сложности.
В нем нередко описываются абстрактные свойства и качества предметов,
явлений, связи между ними, что вызывает затруднения у дошкольников. Чем выше умение пользоваться методом моделирования, тем большее количество ячеек предлагается ребенку.
1. Название животного 4. Окраска 7. Размер и форма ушей
2. Где живет. Название жилища. 5. Длина и качество шерсти. 8. Чем питается
3. Размер животного 6. Какой хвост 9. Дикое, домашнее (польза)
Третий этап работы - это самостоятельное составление ребенком описательного рассказа по опорной схеме. Ребенок получает предмет или картинку, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме. На первых этапах ребенку предлагается перемещать предмет от клеточки к клеточке или указывать клеточку на схеме. Когда дети свободно научились оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической группы. Дети описывают объекты, определяя между ними сначала различия, а потом сходства.
Таким образом, для обучения детей использованию наиболее оптимальных средств связи, обеспечивающих последовательное изложение мыслей в ходе рассуждения, общую структурную оформленность рассуждения, можно использовать модели. Воспитатель использует модель в виде пирамиды, которая символизирует структуру рассуждения и взаимосвязь его частей. А это, в свою очередь обеспечит:
- формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
- развитие у малышей логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;
- умение дошкольников оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
- углубление знаний детей об окружающей среде;
- улучшение коммуникативных навыков детей.
Список использованной литературы:
1. Волкова И. С. «Опорные схемы для составления описательных рассказов» ООО Издательство «Ранок» 2009г.
2. Е. В. Чухачева «Моделирование, как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
3. Филиппова Л. Г., Филиппова С. А. «Наглядное моделирование в развитии связной речи детей.» журнал «Воспитатель»№4 2010г. стр. 112
4. Подрезова Н. Н. «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» журнал «воспитатель» №2 2009г. стр. 122