Ольга Сульдина
Использование фольклора в целях нравственно-патриотического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете воспитателя средней группы Сульдиной О. Н.
по теме «Использование народного фольклора в целях нравственно – патриотического воспитания детей».
Нравственно - патриотическое воспитание нужно начинать с самого раннего возраста, так как патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Публикация «Использование фольклора в целях нравственно-патриотического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Интересным направлением в нравственно-патриотическом воспитании является использование фольклора, малые формы литературных произведений. Знакомя ребёнка с пословицами, мы приобщаем его к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Русские народные сказки, песни, пословицы, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством.
В работе с детьми я использую все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, небылицы, частушки, хороводы).
В процессе работы над темой мы решаем следующие задачи:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
В работе по приобщению детей к русской народной культуре мы используем следующие методы :
- наглядный метод: рассматривание альбомов «Народные костюмы» - при рассматривании картинок с народными костюмами мы формируем первоначальные представления детей о русском народном костюме, так как русская национальная одежда - это многовековая история, ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа. В этих альбомах мы с детьми рассматривали цвет костюма, узоры, которые использовались народными мастерами, рассказывали детям почему такие узоры выбирали на Руси.
«Народные промыслы» - при рассматривании картинок народных промыслов мы воспитываем интерес к народному искусству, обогащаем нравственный опыт, формируем представление о добре и зле; развиваем нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.
Так при рассматривании городецкой росписи мы обращаем внимание на то, что мастера используют яркие сочные краски. На то, что сюжеты этой росписи разнообразны: это и кони, гулянья, чаепития, сцены из городской жизни, персонажи народных сказок. Городецкая роспись выполняется на деревянных изделиях – это и посуда, детская мебель.
При рассматривании филимоновской игрушки, мы обращаем внимание на то, что большинство игрушек – это свистульки (разнообразные птицы, барыня, всадник, медведь, конь и др.). На то, что палитра цветов скупа – это малиновые, желтые, зеленые и синие оттенки, но при этом игрушки выглядят живо и весело. То, что орнамент состоит в виде полосок, веточек, пятен, цветов.
При рассматривании дымковской игрушки, мы обращаем внимание на то, что дымковские игрушки разнообразны – это свистульки: уточки, барашки, лошадки, всадники на конях; крупные фигуры – барышни, няньки, кормилицы, водоноски, гусары, фигуры животных и птиц. На элементы росписи – это простые геометрические элементы (кружки, змейки, кольца, полоски, на цветовую палитру, где используются красные, желтые, синие, зеленые и алые цвета, что придает игрушке особую яркость и нарядность.
Так же мы учим находить сходство и различие между филимоновской и дымковской игрушкой; уточняем о характерных элементах декора и цветосочетаниях, а так же развиваем интерес к народным промыслам; воспитываем уважение к труду народных мастеров.
«Русская старинная утварь» - при рассматривании картинок старинной утвари мы знакомим детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.); обогащаем словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).
«Матрешка», «Народная игрушка» - при рассматривании картинок мы даем элементарные знания о истории создания матрёшки как народного промысла; обогащаем сенсорный опыт детей; систематизируем и углубляем представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки; развиваем познавательный интерес. Воспитываем любовь к традициям.
-словесный метод ( коллективное чтение: русские народные сказки - благодаря им мы учим детей видеть грань между добром и злом, испытывать чувства сострадания, понять важность таких качеств, как уважение, прощение и многое другое.
Использование народных слов : старина, изба, лапти, половики, кафтан, веретено, хваста, гумно, коромысло, зыбка, ухват, кокорина, посиделки.
Речевых оборотов: на стол мечи, более не хвастай, немного погодя, «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», былые времена.
Мы используем потешки и побасенки для формирования чувства юмора, ритма, творческих способностей у детей.
Очень нравится детям придумывание небылиц – прежде всего, это способ развития логического мышления у детей, весьма интересный и увлекательный. Дети очень любят придумывать небылицы, это развивает их чувство юмора и помогает определить свойства предмета, запомнить характеристики животного мира и природных явлений.
Дети с удовольствием сочиняют небылицы про животных, например: Петух летом катается на санках. Моя кошка умеет ходить на двух лапах. Моя собака Санька громко мяукает. Про машины: У нашей машины куриные шины. У моей машины есть клюв. Про себя: У меня на носу вырос одуванчик. У бабули на носу выросли грибы.
Разучивание частушек – способствует положительному, веселому настрою детей, развитию юмора, такта, памяти. Но пока сложны в понимании.
-игровой метод ( игры-драматизации: Сказка «Заяц-хваста» - в этой сказке мы расширяем знания детей об окружающем мире; учим передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учим понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развиваем умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.
Дидактические игры, настольно-печатные игры:
«Собери сказку» - игра помогает детям развивать внимание, зрительное восприятие, память, а так же закрепляет знания о русских народных сказках. Дети в этой игре раскладывают картинки по порядку и рассказывают ту или иную сказку.
«Угадай и расскажи» - в этой игре идет закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
«Собери матрешку», «Раз матрешка, два матрешка», «Разрезные картинки» - цель этой игры, закреплять знания детей о матрёшках, учить составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.
В игре «Что изменилось?» - мы развиваем связную речь, внимание, наглядное мышление. На стол ставятся несколько небольших игрушек (картинок). Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез.
Речевые и музыкальные народные игры, танцы, частушки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий (проговаривание скороговорок, пословиц – мы учим детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы; формируем правильное произношение, артикуляцию; развиваем воображение, пополняем словарный запас (печь, прялка, коромысло, зыбка, ухват, чугун, самовар, половик)
Стихи со звукоподражанием – это употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предмета. Например: Я на дудочке играю, всех ребяток забавляю: Ду-ду-ду, ду-ду-ду; Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу -
Во серебряную.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Дети знакомятся с истоками русского языка, русскими традициями, обычаями.
В нашей группе организован нравственно-патриотический уголок. Музей народной игрушки.
В работе с родителями мы используем консультации : «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств у дошкольников», «Народная сказка душу согревает»; беседы: «Какие сказки почитать детям дома», «Почему нужно разучивать пословицы и поговорки?».
Я планирую наработанный материал по этой теме (это консультации для родителей, сборник небылиц, придуманных детьми, конспекты) использовать в интернет ресурсах (участие в конкурсах, а так же размещение конспектов на сайтах).