Алленова Оксана
Реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете в ДОУ
Дошкольное детство самый благодатный период жизни человека. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника – все это определит будущее человека и гражданина.
Публикация «Реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Одна из главных задач современного воспитания старших дошкольников – воспитание любви к Родине и родному краю, чувства патриотизма и гордости за Отчизну. Представление о малой родине детей дошкольного возраста начинается со знакомства с двором, где находится его дом, на той улице, по которой он ходит домой и в детский сад, природа парка и леса. И чем старше становится ребенок, тем глубже и шире становятся представления.
Перед педагогом стоит важная проблема при знакомстве старшего дошкольника с родным краем – открыть перед ребенком все разнообразие пути развития края и богатство родного наследия региона. Богатый материал собранный и сохраненный народом и учеными региона помогают показать, ознакомиться и понять всю историю и особенности малой родины. Благодаря тому, что педагог обращается в своей работе к региональным особенностям быта и культуры, у дошкольников происходит осознание своей принадлежности к той или иной культурной среде, способствующая в дальнейшем формированию чувства ответственности за сохранение и приумножение культурных традиций. Каждый регион отличает друг от друга какие-либо особенности и черты, проявляющиеся в историческом развитии, культуре, природе.
Основной общеобразовательной программой предусматривается реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации. В педагогике региональный компонент рассматривается, как создание системы способов и форм реализации непрерывно-образовательного процесса, подходящего для определенного региона. Региональный компонент определяет возможность введения содержания объединенного с особенностями региона. Уделяется внимание воспитанию любви к дому и малой родине, ее природе и культуре.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре касается всех образовательных областей. Работая по принципу интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осела в их сердцах.
Основная цель работы по приобщению к культурно-национальному наследию родного края – ведение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города, села, деревни.
В процессе приобщения детей к культурно-национальному наследию родного края решаются следующие задачи:
- обогащение знаний детей о родном крае;
- воспитание чувства любви к Родине, уважение к людям родного края;
- формирование умения свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
- воспитание интереса и уважения к людям других национальностей.
В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми по приобщению к культурно-национальному наследию родного края:
• экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам, к храмам, на предприятия; организация наблюдений;
• виртуальные экскурсии;
• мероприятия с использованием ИКТ;
• проведение обрядовых праздников;
• организация наблюдений за природой;
• просмотр презентаций;
• оформление альбома на заданную тему;
• работа в мини-музеях;
• проектная деятельность;
• фольклорные занятия;
• рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
• рассматривание изделий народного прикладного творчества;
• изготовление поделок;
• чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
• беседы и т. д.
Чтобы детям было интересно знакомится с историей родного края достопримечательностями, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор, с учетом их возраста.
Самым сложным в работе по приобщению к культурно-национальному наследию родного края является составление рассказов для детей, так как в методической литературе таких текстов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:
• рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом: это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др. ;
• рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
• воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий;
• язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;
• рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.
Следует активизировать работу по привитию навыков традиционной культуры поведения в режимные моменты. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности; перед сном – колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча; на прогулках – народные игры.
Не стоит забывать и о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Например, после изучения железнодорожного вокзала города, можно изготовить с детьми его макет. Это позволяет детям увидеть результат занятий, посвященных истории родного города. Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем городе и крае, можно вводить в НОД персонажей (куклы в разных костюмах, животные, средства транспорта) и рассказывать от их лица истории и сказки. Это может быть один постоянный герой, который приходит на занятия с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.
Роль наглядности трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей области. Использование иллюстративного материала делает рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь.
Приобщая детей к культурно-национальному наследию родного края, педагоги развивают у старших дошкольников национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививают любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитывают добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.