Елена Галочкина
Выступление на педагогическом совете «Развитие речи детей посредством музыкально-театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования театральной деятельности в воспитании и развитии детей.
Задачи:
Выявить представления воспитателей о различных формах театральной деятельности, используемых в работе с детьми.
Темочки:
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Обеспечить развитие интереса педагогов к вопросам театральной деятельности с дошкольниками.
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи дошкольника является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Дети имеющие речевые нарушения, порой зажаты, закомплексованы, отказываются говорить на публике, зная, что их речь непонятна для других, что они могут оказаться объектом для насмешек. Музыка, являясь мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребенку чувствовать себя свободно.
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
В коллективном исполнении песен и танцев ребенку легче раскрыться и проявить свои таланты.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры-драматизации;
- игры-представления (спектакли).
Театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
- речи (монолог, диалог);
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Театральные игры
Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.
Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе - в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.
Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. К. С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.
Пример театральной игры. Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»
Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.
Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами, другие — детьми. Мама должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку., приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.
Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.
Упражнения и этюды
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды.
Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.
Уже в группе раннего возраста малыши двигаются под ритмичную музыку, приговаривая топ – топ, хлоп- хлоп и т. д., тем самым развивают речевой аппарат. Эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика служит целью нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма. Данная методика даже служит методом лечения заикания, в процессе нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается.
Речевые игры и упражнения
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом).
Упражнения могут быть основаны на народном творчестве, включающее в себя разные жанры: поговорки, потешки, частушки. Подпевая потешку о лошадке малыши щелкают языком, развивают и укрепляют мышцы речевого аппарата; а в попевке о петушке –золотом гребешке тренируют силу звучания своего голоса. Используются песенки Железновых, умные песенки Малышариков, Кукутиков и др.
Работа над спектаклем
Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). В нашем детском саду обычно постановка сказки используется в представлениях и на праздничных утренниках («Снежная королева», «Щелкунчик»,»Красная шапочка», «Маша и медведь», «Буратино», «Муха Цохотуха», «День рождения Морковки» и др.)
Кукольный театр
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Для успешного применения необходимо обогащение театральных уголков новыми нетрадиционными видами детских театров, театрализованными играми.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение музыкально- театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.
По мнению многих педагогов-практиков, формирование речи средствами театрализованной деятельности происходит наиболее эффективно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми, формирование высших произвольных психических функций.
Список используемой литературы.
1. Доронова, Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1997. - 72 с.
2. Макаренко, Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С. 28.
3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
4. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.