Юлия Лаврухина
Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков».
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - главная задача детского сада. Она ставится во главу угла в программе «Радуга» и конкретизируется в программе оздоровления детей в условиях детского сада «Комфорт». Эти программы четко прописывают соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, систематическое проведение лечебно-оздоровительных мероприятий для детей, страдающих аллергическими заболеваниями. А именно такие дети в возрасте 3-5 лет и посещают группу, где я работаю.
Публикация «Выступление на педагогическом совете на тему „Формирование культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Формирование культурно-гигиенических навыков играет важную роль в жизни человека (иногда от их выполнения зависит жизнь и здоровье). Культурно-гигиенические навыки личной гигиены рассматриваются как залог, как фундамент в формировании предпосылок здорового образа жизни. Врачами и педагогами четко разработаны содержание и методика формирования культурно-гигиенических навыков. Она строго разграничивается в зависимости от возраста ребенка. Малыш такие навыки осваивает в первую очередь.
В нашей группе дети двух возрастов: младшего и среднего и потому методика работы несколько иная, в ней больше времени занимает индивидуализация этого процесса. У детей 3 лет и детей, достигших 4-летнего возраста самостоятельность выполнения этих процессов разная.
Программы прописывают, что дети трех лет в соответствии с возрастом умеет выполнять весь алгоритм умывания, вытирания полотенцем, пользуется носовым платком при напоминании и небольшой помощи взрослого. Дети 4 лет все эти навыки выполняют качественно и практически самостоятельно.
Что же на самом деле? Часто поступающие в группу 3-летние дети, приходя из дома, оказываются отчасти беспомощными в выполнении этих процессов. Для решения этих проблем в группе используется ряд форм, методов и приемов.
В первую очередь при формировании культурно-гигиенических навыков идет систематическое обучение детей в процессе режимных моментов. Именно так дети практически осваивают алгоритм выполнения навыка. В нашей умывальной комнате для детей созданы все условия: их поджидает наш друг Мойдодыр и «подсказывает» что и как делается. В обучении малышей часто использую показ, напоминание, индивидуальную помощь, объяснение, игровые приёмы. Причем обучение начинается с подробного показа и подробного объяснения и частичный показ с объяснением. Ко второй половине года иногда поручаю кому-то из детей старшего возраста «присмотреть» за малышом. Например, Вика Б. опекает маленькую Сашу С., у которой слабенькие руки, она даже не всегда может открыть или закрыть кран с водой.
Дети 4 лет тоже пока не все самостоятельны в выполнении гигиенических процедур – необходим постоянный контроль выполнения навыков. Так, сложно формируются навыки вытирания рук полотенцем, использования носового платка при кашле или чихании.
Наиболее эффективны в процессе ежедневного обучения детей моей группы игровые приемы: намыливаем перчатки, «отжимаем» воду с рук, при вытирании рук «прячем» их под полотенце. Любят дети потешки и прибаутки о водных процедурах. Такие приемы «оживляют» гигиенический процесс, делая его игровым, понятным.
Главным в такой работе, я считаю, неизменность требований к выполнению этих процедур и постоянно держу на контроле этот процесс. Особенный контроль приходится осуществлять за мытьем рук детьми после пользования туалетом.
Считаю, что эффективность этой работе придают проводимые в группе «Уроки здоровья». Они проводятся в счет занятий по ознакомлению с окружающим 1 раз в месяц. На таких занятиях главная задача – показать детям важность выполнения навыков, формирование сознательного отношения к их выполнению.
В течение года уже проведены занятия «Девочка чумазая», «Зачем зайке полотенце», «Наши зубки. Как их беречь». К педсовету подготовлено занятие по обучению пользования носовым платком.
Конечно, на сегодня пока рано говорить о сформированных навыках. Далеко не все дети самостоятельны в их выполнении. Наиболее правильно и самостоятельно выполняют культурно-гигиенические навыки дети среднего возраста. У детей младшего возраста навыки сформированы, но необходим постоянный контроль, чтобы дети их выполнили. Двое детей (Саша и Дима) – пока еще нуждаются в опеке воспитателя или старших ребят.
Такой вопрос невозможно решить только в детском саду. Это жизненно важные навыки, которые начинают формироваться еще в младенчестве и на протяжении дошкольного возраста. И без помощи и поддержки родителей не обойтись. Уже на первой встрече с родителями детей, которые будут поступать в группу, ведется разговор о культурно-гигиенических навыках, о выполнении условий, о необходимости материальной поддержки (салфетки, одноразовые платочки, туалетная бумага).