Удальцова Елена Николаевна
Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняют психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ОВЗ ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе.
Публикация «Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Также родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания, также все это может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление).
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.
Но благодаря инклюзивному образованию сейчас дается возможность посещать многим детям с ОВЗ дошкольные образовательные учреждения любого типа, что позволяет им получать полноценное образование и общаться со своими сверстниками.
Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети.
Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.
Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:
- Нарушение эмоционального состояния;
- Ухудшение сна и аппетита;
- Развитие страха перед дошкольным учреждением;
- Повышение заболеваемости.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:
• Эмоциональная неадекватность;
• Социальная некомпетентность;
• Несоциализированная агрессия;
• Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
• Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
• Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.
Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также, благодаря инклюзии, - с более сохранными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно, начинается с эпизодической интеграции, затем организуются регулярные контакты детей с ограниченными возможностями здоровья с их более сохранными сверстниками.
Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.
Существуют несколько форм работы, которые позволяют преодолевать их социальную исключенность детей с ОВЗ и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество:
• полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;
• временной интеграции. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;
• частичной интеграции, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.
Необходимо в системе проводить работу психолого - педагогической поддержки социальной адаптации детей с ОВЗ, как с детьми, так и с их семьями.
Психолого – педагогическая поддержка социальной адаптации детей в ОВЗ происходит поэтапно:
I Этап. Диагностика ребенка и его семьи, определение механизмов защиты ребенка с ОВЗ в проблемных ситуациях. Знакомство со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На первом этапе важно создание доверительных отношений к специалисту, заинтересованности родителей и их помощь и участие в процессе развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
II Этап. Составление специалистами на основе карт реабилитации, индивидуальных программ сопровождения для каждого ребенка с ОВЗ, где для каждого ребенка специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут.
III Этап. Составление плана работы специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ.
IV Этап. Непосредственная работа с детьми с ОВЗ и их родителями.
Сюда входят:
• Беседы (индивидуальные и коллективные);
• Родительские собрания в форме тренинга, круглых столов, где родителям дается информация о этапах психологического развития ребенка, организации окружающего пространства в семье для развития ребенка с ОВЗ, закономерностях аномального развития;
• Активное участие детей в конкурсах, праздниках, развлечениях детей с ОВЗ совместно с другими детьми детского сада, города, области: данный вид работы дает возможность детям с ОВЗ устанавливать новые контакты, раскрывает их возможности, поднимает самооценку;
• Участие детей с ОВЗ в групповых и индивидуальных занятиях: Во время участия в занятиях формируется адекватная самооценка ребенка с ОВЗ, в групповых занятиях ребенок учиться устанавливать и налаживать контакты с другими детьми своего возраста, на индивидуальных занятиях ребенок с ОВЗ осваивает новые знания, раскрывает свой потенциал, развивает свои творческие возможности;
• Участие родителей детей с ОВЗ в праздниках, развлечениях, индивидуальных и групповых занятиях вместе со своими детьми: Здесь родители могут увидеть и другие семьи с детьми с ОВЗ, что убеждает их на примере других в активной родительской позиции для успешного развития из ребенка с ОВЗ, формирует адекватную самооценку, на занятиях родители узнают новые и эффективными методы и формы общения со своими детьми.
V Этап. Итоговая диагностика. Анализ достижения цели.
В своей работе можно использовать различные формы:
1. Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Данная форма работы направлена на изучение семьи, стиля ее жизни, взаимоотношений ребенка с родителями.
2. Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Данные формы работы предполагают информирование родителей об особенностях психологического развития ребенка, обсуждаются вопросы детско-родительских отношений и формирования благоприятного психологического климата в семье.
3. Индивидуальные и групповые занятия с детьми. На занятиях - сказкотерапию, арт-терапию, песочную терапию, интерактивные игры, игры драматизации. Все это стимулирует и вдохновляет детей. Здесь они учатся взаимодействовать друг с другом; повышают свою самооценку; учатся регулировать свое поведение; устанавливают вербальный, тактильный и эмоциональный контакт между собой, начинают проявлять инициативу, учатся внимательному и доброжелательному отношению к другим.
4. Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями. В результате такой работы: родители учатся содержательному взаимодействию со своими детьми, осваивают эффективные методы и формы общения с ними; родители убеждаются на примере других семей, что их активное участие в развитии ребенка приводит к успеху, формируется активная родительская позиция.
Сотрудничество родителей и специалистов ДОУ помогает детям лучше социально адаптироваться. А родителям такое взаимодействие помогает применять полученные знания и умения со своими детьми дома, что помогает принять своего ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Литература:
1. "Инклюзивное образование". Выпуск 4. "Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду". – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.
2. "Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей". - М. -2005
3. "Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии". –М., 2008
4. "Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет". – М. 2010
5. "Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. " -. М. 2012
6. Фопель К. – "Сплоченность и толерантность в группе. " - М. 2000